Обед в древней руси. Что ели наши предки в допетровской Руси

В X-XIII веках с развитием городов и потребления расширяется ассортимент выращиваемых культур. В эти времена были популярны лук, огурец, укроп, свекла, слива, смородина, крыжовник, малина, чеснок. Поскольку выращивали их в основном городские жители, то цена на эти продукты была довольно высокой, поэтому упомянутые овощи, фрукты и зелень появлялись на столах узких социальных слоев.

Революцию в питании произвел кислый ржаной хлеб, вернее, не столько сам хлеб, сколько технология заквашивания, благодаря которой разрыхлялось тесто. Подобно всем пищевым новинкам, кислый хлеб долгое время оставался изыском княжеского окружения. Аналогичная ситуация была с квасом и киселем. Однако позднее эти продукты распробовали все слои населения и освоили технологию приготовления.


Крещение Руси и последовавшее за ним расширение контактов со странами христианского мира также повлияли на русскую кухню. В еду стали добавлять пряности, приправы, заморские плодовые растения. Изменилась и структура питания: во время религиозных постов доля мясных и молочных продуктов в рационе сокращалась, а растительной пищи и рыбы, соответственно, увеличивалась.


Сложно сказать, насколько значительные изменения произошли в это время в структуре питания сельского населения, весьма поверхностная христианизация которого затянулась на несколько веков. Однако в непосредственной близости от городов начали появляться первые специализированные рыболовецкие поселки, а в самих городах во второй половине XII - первой половине XIII вв. развиваются профессиональное рыболовство и рыбная торговля.


С XIV века стали использовать водяные мельницы. Параллельно менялась печь: древнерусская с полукруглым верхом уступила место печи с плоским верхом. Как результат, начали печь не только привычный хлеб, но и сладости, например, пряники. Рост популярности каш связан с развитием растениеводства. Из овощей предпочитали те, что можно было долго хранить. Входит в привычку потребление плодов культурных растений и ягод. Например, в Новгороде существовали не только боярские яблоневые сады, но и маленькие садики во дворах горожан среднего достатка. Также появляется такой способ переработки продуктов, как консервация.


Потребление мяса заметно снижается в этот период по сравнению с X-XIII вв. На смену охоте приходит животноводство. Для хранения мяса было два основных способа: замораживание и соление. Утвердившаяся практика религиозных постов сделала рыболовство одной из значимых отраслей.

С XIV века стали использовать водяные мельницы

Наибольшие изменения в русской культуре питания произошли в XVI-XVII вв. Повсеместно возделывались яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, малина, земляника.


С молочными продуктам ситуация оставалась практически без изменений: в пищу употребляли свежее и кислое молоко, производили творог, сыр, масло, появилась сметана. Из мясных продуктов по-прежнему употребляли говядину, баранину, свинину, больше стали есть мясо домашних птиц и яйца. В пищу не шли только рога и копыта. А всё то, что можно было съесть в том или ином виде, тщательно готовилось. Технологии обработки рыбы значительно улучшаются: теперь её солят, коптят, варят. Широко используется икра, визига; из рыбы делают рыбий жир, рыбий клей, в ход идет все, вплоть до плавленого пузыря и чешуи.

Обед был признан главным приемом пищи на Руси

С XVI века начинается разделение на сельскую, монастырскую и царскую кухни. Первая была наименее богата и разнообразна, но обладала своим шармом: обед был признан главным приемом пищи на Руси, поэтому его организации уделяли особое внимание. Во время праздников могло подаваться около 20 блюд, которые ставили на стол в строго определенном порядке: сначала холодную закуску, затем суп, второе и на десерт пироги.

Основой рациона монахов была растительная пища: овощи, травы, фрукты. Царская кухня славилась изобилием трапезного стола, который порой разрывался не только от разнообразных русских блюд, но и от заморских диковинных деликатесов.

Были времена, когда русский крестьянин не мог побаловать себя соленым или свежим помидорчиком, отварной картошкой. питалась хлебом, кашами, молоком, овсяным крутым киселем, репой. Кстати, кисели -- блюдо древнейшее. Упоминания о гороховом киселе встречается в летописном своде «Повести временных лет». Употреблять кисели полагалось в скоромные дни с маслом или с молоком.

Привычным блюдом у русичей на каждый день считались щи с капустой, которые иногда заправлялись вдобавок гречневой или пшенной кашей.
Ломтем круто посоленного ржаного хлеба подкреплялся русич на работе в полях, в походах. Пшеница была редкостью для стола простого крестьянина в средней полосе России, где выращивать этот злак оказывалось делом непростым из-за погодных условий и качества земель.
К праздничному столу в Древней Руси подавали до 30-ти видов пирогов: грибники, курники (с куриным мясом), с ягодой и с маком, репой, капустой и рублеными крутыми яйцами.
Наряду со щами популярной была и уха. Но не стоит думать, что это только рыбный суп. Ухой на Руси называли любой суп, не только с рыбой. Уха могла быть черной или белой, в зависимости от наличия в ней приправ. Черная с гвоздикой, а белая с черным перцем. Уха без приправ прозывалась «голой».

В отличии от Европы Русь не знала дефицита восточных специй. Путь из варяг в греки решал проблему поставок перца, корицы, прочих заморских пряностей. С 10-го века культивировалась на русских огородах горчица. Быт Древней Руси был немыслим без приправ -- острых и душистых.
Не всегда хватало крестьянам зерна. Вспомогательной пищевой культурой до внедрения картофеля служила русским крестьянам репа. Ее заготавливали впрок в разных видах. Амбары зажиточного хозяина также полнились горохом, бобами, свеклой, морковью. Русские блюда повара не скупились сдабривать не только перцем, но и местными приправами -- чесноком, луком. Королем русских приправ оказывался забористый хрен. Его даже и для кваса не жалели.

Мясные блюда на Руси приготавливали и вареными, и пареными, и жареными. Дичи, рыбы в лесах водилось множество. Так что недостатка в тетеревах, рябчиках, лебедях и цаплях никогда не чувствовалось. Примечено, что до 16 века потребление мясной пищи русским народом было гораздо выше, чем в 18 и 19 веках. Впрочем, здесь Русь шла в ногу с европейской тенденцией питания простого народа.
Из напитков все сословия предпочитали ягодные морсы, квасы, а также крепкие хмельные меды. Водка изготавливалась в небольшом количестве, пьянство до 16 века осуждалось церковью и властями. Переводить зерно на водку считалось громадным грехом.
Впрочем, известно. что при дворе царя Алексея Михайловича мастера изготавливали водку на травах, которые царь приказывал выращивать на своем аптекарском огороде. Государь потреблял иногда чарку-другую водку на зверобое, можжевельнике, анисе, мяте. Фряжские вина (из Италии) и вина из Германии, Франции казна царя покупала для официальных приемов в больших количествах. Доставляли их в бочках на перекладных.

Быт Древней Руси предполагал особый порядок вкушения пищи. В крестьянских домах трапезу возглавлял глава семейства, никто не мог начать есть без его разрешения. лучшие куски отдавались главному работнику в хозяйстве -- самому крестьянину-хозяину, восседавшему под иконами в избе. Прием пищи начинался с творения молитвы.
В боярских и царских пирах господствовало местничество. Самый уважаемый вельможа на царском пиру сидел по правую руку Государя. И ему первому подносили кубок с вином или медом. В залу к застольям у всех сословий женский пол не допускался.
Интересно, что на званый обед просто так, мимоходом, приходить запрещалось. Кто нарушал такой запрет, тот мог поплатиться жизнью -- вполне вероятно затравили бы собаками или медведями. Также правила хорошего тона в русском застолье рекомендовали не ругать вкус кушаний, вести себя чинно и пить в меру, чтобы не падать под стол пьяным до бесчувствия.

14.05.2015

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В руских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш" , что означает «дробить, тереть» .

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной руской каши на столе невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причём к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"

"Руского мужика без каши не накормишь"

"Без каши обед не в обед"

"Щи да каша - пища наша"

"Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова"


У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной" , встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна - и каша вкусна " . Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причём каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних руских летописях сами застолья часто именовали "кашей" : например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу" .

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадёжном и несговорчивом говорили: "с ним каши не сваришь" . Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель" . Говорили: "Мы в одной каше" , что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону ещё сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

Выберите свою кашу!

ГРЕЧНЕВАЯ : богата железом и кальцием, витаминами группы В, содержит много легкоусвояемых белков (поэтому в Китае ее считают равноценной заменой мясу). Полезна для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, помогает при гипертонии, заболеваниях печени, отеках. Нормализует пищеварение и работу кишечника. Кроме того, гречка содержит 8% кверцетина, который считается одним из самых мощных натуральных веществ для профилактики и терапии рака.

Калорийность: 329 ккал/100 гр.

КУКУРУЗНАЯ : способствует оздоровлению кишечника, содержит кремний, который положительно влияет на состояние зубов. Еще один плюс в том, что из кукурузы получается малокалорийная каша, которая еще и способна выводить жир из организма.

Калорийность: 325 ккал/100 гр.

МАННАЯ : вопреки сложившемуся стереотипу, далеко не самая полезная каша . Во-первых, содержит очень аллергенный растительный белок глютен, во-вторых, вымывает из организма кальций.

Калорийность: 326 ккал/100 гр.

ОВСЯНАЯ : довольно калорийная, дает «обволакивающий» эффект. Полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва желудка и т.д.)

Калорийность: 345 ккал/100 гр.

ПЕРЛОВАЯ : нормализует обмен веществ (например, в начальных стадиях ожирения), богата микроэлементами, витаминами группы В. Хорошо помогает при аллергиях , рекомендуется для профилактики малокровия.

ПШЕННАЯ : выводит из организма лишние минеральные соли, связывает и выводит из организма жиры. Пшено богато витамином А, который помогает удерживать влагу в клетках кожи и способствует ее регенерации. Кроме того, каша содержит соли кальция и магния, которые необходимы для нормальной работы сердца и сосудов. Плохо одно - пшено недолго хранится (показатель свежести - насыщенный желтый цвет). Если крупа побледнела, значит, потеряла подавляющее большинство своих полезных свойств.

Калорийность: 334 ккал/100 гр.

РИСОВАЯ : самая низкокалорийная каша. Содержит много растительных протеинов и крахмала, легко усваивается.

Калорийность: 323 ккал/100 гр.

ЯЧНЕВАЯ: Ячневая крупа ― это дроблёный ячмень. Эта крупа является источником самых полезных нашему организму витаминов и минералов. В ней содержатся витамины группы В, витамины А, Е, РР и микроэлементы ― кремний, фосфор, фтор, хром, цинк, бор. Злак обогащён калием, кальцием, медью, железом, магнием, никелем, йодом и другими полезными минералами.

Зерно ячменя состоит на 5-6% из клетчатки, которая так необходима нашему желудку и кишечнику. Она способствует нормализации пищеварения и выведению из организма всех вредных продуктов распада. По своей пищевой ценности белок в ячмене превосходит пшеничный и, в отличие от животного белка, усваивается в организме человека почти на 100%.

Калорийность: 324 ккал/100 гр.

Какие каши готовили на Руси

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы . Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка , — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас её почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури" . Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта" . Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Всё это вносит некоторую неразбериху, но и "полба" , и "зандури" , и "спельта" , и "камут" , названия одного и того же растения, староруской полбы. Причём и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие руских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились на Руси. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дроблённых различным образом.

Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя , называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка . Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень . Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами" . Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зёрна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна.

Каша из овса (овсяная каша, овсянка ) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зёрен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Её можно было сварить на лёгком таганке, не растапливая рускую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей Руси, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна руским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши . Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того, из неё с течением времени стали готовить кутью.

Гречневая каша хотя и появилась довольно поздно - в ХV в., уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем. О ней же и пословица: "Горе наше - гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой " . Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу - «велигорку» и совсем мелкую - «смоленскую» .

Наряду с кашами из цельных или дробленых зёрен традиционными для руских были "мучные каши" , т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки . Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли своё отражение способы изготовления каши, её консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха , (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овёс в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для руских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат" заимствовано рускими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Рецепты некоторых каш

Кулага

Кулага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на Руси. Впрочем, в Белоруссии и на Псковщине оно и поныне готовится, но несколько в ином варианте. В замечательной книге филолога И.С.Лутовиновой "Слово о пище русской" приводятся рассказ псковской старушки: Саладуха называлась кулага, срастят ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становится и ягат кладут. Принисёш ягат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.

Рецепт: Свежую чернику перебрать, промыть и отварить. Добавить просеянную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешивая. Чернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земляникой, голубикой и др. Отдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.

Но это - всё-таки - именно псковско-белорусская кулага. Исконно руская кулага готовилась только с калиной!

У Даля:

КУЛАГА ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и ставят на холод; это лакомое постное блюдо. Кулажка не бражка, не пьяна, ешь вволю.

Самое точное сравнение той и другой кулаги - у Похлебкина , здесь-то не убавишь и не прибавишь:

КУЛАГА. Руское национальное сладкое блюдо. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски.

Настоящая кулага приготавливается из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь (рускую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым негреванием. В результате образуются особые ферменты, богатые витаминами группы Вг, Вв, В12 и Bi5f которые и создают в сумме с токоферлами, возникающими в процессе дрожжевого брожения, и с активными витаминами калины (С и Р) поразительный эффект «вселечащего» продукта. Недаром кулага применялась для пользования от любых болезней — простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печеночных, неизменно давая отличный эффект. Одновременно кулага обладала исключительным, сдержанно сладковато-кисловатым приятным вкусом. Но и вкус, и лечащий эффект были результатом совершенно особых условий приготовления, а не состава сырья.

Кулага белорусская приготавливается намного быстрее и проще, без солода, в результате смешания 100 г ржаной муки с лесными ягодами (любыми, причем в смеси — земляника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). Затем смесь выдерживается в печи или просто нагревается, после чего остужается. Кулага белорусская очень вкусна из-за своего ягодного состава, но не обладает действием настоящей кулаги и далека от ее вкуса.

Я приготовил оба вида кулаги. В ход пошли замороженные летом и осенью ягоды лесной малины и калины. Для белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипения, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на водяной бане. А рускую заквасил ржаным хлебом, взяв для неё ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. И держал всю ночь под тестяной крышкой при Т~ 35 С. В весенний авитаминоз такая кулага и в самом деле очень полезна.

Каша из семян амаранта

Целебные свойства амаранта известны с глубокой древности. Амарантовую кашу нужно употреблять в пищу для укрепления иммунитета, очистки организма от токсинов, шлаков, радионуклидов и солей тяжелых металлов, а так же при:

  • Заболеваниях пищеварительной системы (гастрит, гастродуоденит, запоры, дисбактериоз, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, колит, энтероколит, жировая дистрофия печени, гепатит, цирроз).
  • Заболеваниях сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, артериальная гипертония, сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, тромбофлебиты, варикозное расширение вен, инфаркт, инсульт).
  • Ожирении и сахарном диабете.
  • Онкологических заболеваниях
  • Заболеваниях женской и мужской половой сферы.
  • Заболеваниях и травматических повреждениях кожи (псориаз, экзема, герпес, нейродермит, атонический дерматит, грибковые заболевания кожи, трофические язвы, пролежни, ожоги, обморожения, лучевые поражения кожи).

Важно: Каша из семян амаранта не содержит глютена и может употребляться в пищу людьми, находящимися на безглютеновой диете. А также всеми желающими - людьми, которые заботятся о своем здоровье.

Вариант 1

Ингредиенты: 1 стакан семян амаранта, 1 маленький зубчик чеснока, очищенный и порубленный, 1 средняя луковица, очищенная и нарезанная, 3 стакана воды или овощного бульона, морская соль или тамари соевый соус по вкусу, острый соус по вкусу (оптимально); гарнир: 2 сливовых помидора и 1 большой мясистый помидор.

Способ приготовления: Смешать семена амаранта, чеснок, лук и бульон в 2,5 литровой кастрюле. Довести до кипения и варить на медленном огне около 20 - 25 минут, пока большая часть жидкости не будет поглощено. Хорошо перемешать. Если получившаяся смесь слишком жидкая или амарант не полностью помягчел (он должен быть хрустящим, но не слишком твердым), слегка вскипятите, непрерывно помешивая, до загустения, около 30 секунд. Добавьте соль или тамари по вкусу. Подавайте с небольшим количеством острого соуса, если хотите, и порезанными помидорами на гарнир.

Вариант 2

Ингредиенты: 1 стакан семян амаранта, 2 стакана воды, соль, сахар, растительное или сливочное масло.

Способ приготовления: Промыть семена амаранта в воде. Желательно через сито, т.к. полностью семена в воде не тонут. Поместить в емкость, добавить воду. Количество семян и воды не важно, главное, соблюдать пропорцию 2:1. Довести до кипения. Варить на медленном огне 25-30 минут. Соль и сахар добавлять по вкусу. В готовую кашу можно добавить растительное или сливочное масло по вкусу.

Овсяная каша с корнем девясила, заправленная льняным маслом

Готовится на воде и без сахара. Корень девясила покупается в аптеке и размалывается в кофемолке, после чего просеивается через мелкое сито (для чая), должен получиться порошок в виде муки, добавляется в кашу (по вкусу) за 15 минут до окончания готовности.

В готовую кашу по вкусу и по желанию добавляются:

Черника
- изюм (предварительно залить чистой водой и дать ягодам набрать воду, чтобы увеличились в размерах до виноградины);
- перемолотые в кофемолке на выбор: семена льна, семена конопли, тыквенные семечки (или всё вместе);
По готовности добавить немного топлёного сливочного масла (перетапливать самим на водяной бане, при температуре не более 35-40 градусов) и немного нерафинированного льняного масла.


Каши без варки

Люди, стремящиеся к натуральному образу жизни, нередко переходят на сыроедение. Главная его суть - употреблять в пищу продукты, не подвергавшиеся тепловой обработке (жарке, варке, тушению, замораживанию). Однако, в таком случае есть каши, на первый взгляд представляется невозможным. Но только на первый взгляд.

Каши можно готовить без варки! Просто замачивая крупы. Таким образом в зёрнах сохраняется вся их сила и питательная ценность.

Сколько времени нужно на замачивание различных круп?

Для замачивания круп в холодной воде минимальное время составляет:

  • для ржаных, овсяных или пшеничных хлопьев - 5-10 минут;
  • для гречки - 1 час;
  • для ячменя - 2 часа;
  • овёс (крупа, не хлопья) - 4 часа;
  • для ржи - 12 часов;
  • для пшеницы - 30 часов;
  • для риса - 70 часов.

Остановимся немного на гречке . Та гречка , которую Вы покупаете в магазине (коричневого цвета), является ЖАРЕНОЙ! У обычных семян гречки удаляют внешнюю (чёрную) оболочку механическим методом, после чего очищенная гречка имеет зеленоватый цвет и по вкусу не имеет ничего общего с магазинной. А теперь представьте - Вы покупаете жареную гречку , после чего варите её (и, скорее всего, не один раз, т.к. через время её ещё и разогревают), в результате Вы употребляете дважды убитую гречку !

Замоченные злаки остаются живыми (их можно прорастить), они отдадут Вам все полезные вещества без потерь, а сваренные похвалиться этим не могут - термическая обработка убивает их и значительно уменьшает содержание полезных веществ.

Вышеприведённая табличка верна только при температуре воздуха не ниже +1°С, т.к. в естественных зимних условиях в момент замачивания вода просто замерзает - это ещё один повод для размышлений относительно питания в поместье, нужно ли кушать злаки зимой… Но это уже другая история.


Рецепты живых каш

Живая каша из пророщенной пшеницы «Утренняя»

Пророщенную пшеницу выкладываем в блендер.

Добавляем любые фрукты или ягоды на свой вкус (мне нравится с черной смородиной, как на картинке; послаще - с малиной или спелым бананом) и немного воды. Можно ничего не добавлять, а уже в тарелку положить пару ложек меда.

Перемешиваем на высокой скорости до однородной консистенции.

Выкладываем на тарелку... и можно наслаждаться полезным утренним блюдом.

Живая каша из пророщенного голозерного овса "Энергия"

Сначала немного теории...

Голозерный овёс - это особый сорт овса, на зернах которого отсутствует пленчатая оболочка. Такой овес не подвергается механическому шелушению, поэтому сохраняет высокую прорастаемость.

В овсе голозерном содержатся необходимые для здоровья микроэлементы, особенно богат он фосфором, магнием, кальцием и цинком. А также присутствуют витамины группы В: В1, В2, В3, В5, В6; витамин С, витамины Е, К, каротин.

Проростки овса особенно полезны, так как при прорастании содержание витамина С увеличивается с 0,88 мг / 100 г до 13,82 мг / 100 г, а число антиоксидантов - с 34 мг / 100 г до 334 мг / 100 г!

Регулярный прием проростков нормализует работу желудочно-кишечного тракта. Проростки овса повышают иммунитет, восстанавливают мышечную силу, обновляют кровь.

По результатам опросов, голозерный овес находится на втором месте по популярности среди приверженцев здорового питания, уступая только зеленой гречке.

Рецепт:

1) Проращиваем голозёрный овёс.

2) Разминаем мягкий банан.

3) Добавляем желаемое количество спелой малины.

Пророщенный овёс с бананом можно перекрутить в блендере. Малину лучше добавить в готовую кашу цельными ягодами.

За неимением малины можно прекрасно обойтись только бананом.

Впрочем, ягоды и фрукты можно брать любые, какие ваша душа пожелает...


Сыроедная каша из овсяных отрубей с клюквой и грецкими орехами

1. С вечера кладем в тарелку овсяные отруби, клюкву и дробленые сырые грецкие орехи. Вместо клюквы можно взять любимые сухофрукты: например, изюм, курагу, чернослив - здесь хороша кислая нотка.

2. Заливаем тёплой водой и оставляем размачиваться и пропитываться до утра.

3. С утра добавляем в разбухшую массу мёд по вкусу, украшаем листиками мяты...


Живая каша из пророщенной зеленой гречки со сладкими фруктами

1. Проращиваем зелёную гречку. (Её можно измельчить в блендере с остальными компонентами).

3. Смешать пророщенную гречку с любимыми сладкими фруктами. Мне особенно нравятся два вкуса: с размятым (или мелко нарезанным) спелым бананом и с размоченным изюмом.

А ещё зелёная гречка хороша на завтрак с "молоком" - например, из подсолнечных или тыквенных семечек.


Кушайте кашу и будьте здоровы!


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Письменность у славян сформировалась достаточно поздно, в связи с этим свидетельства о том, что ели в Древней Руси практически не . Однако благодаря открытию ряда археологических источников стало известно, что русская кухня отличалась постоянством ингредиентов в блюдах и вкусовыми качествами. В них отмечается, что на столе всегда были зерновые каши, ржаной и овсяной хлеб.

Что ели на Руси в древности?

Мясо и мучные изделия являлись главными составляющими питания у князей в период Киевской Руси . В южной части предпочитали хлеб, изготовленный из пшеницы, а вот в северной части была популярна рожь. Во времена голода в муку досыпали сухие листья, различные травы и гусиные лапки. В праздничные дни в монастырях хлеб преподносили сдобный, который выпекали с маком и медом. Испытывали они пристрастие и к мясным блюдам, предпочитали свинину, говядину, баранину, курей, голубей, уток и гусей. Солдаты в период походов ели конину или же мясо диких животных, среди которых можно выделить зайцев, оленей, кабанов, иногда медведей, рябчиков, куропаток.

После принятия христианства, церковь стала придерживаться старинных канонов, которые запрещали употреблять мясо диких животных, а именно зайцев и медведей, так как считали, что они «нечистые». Согласно Ветхому Завету, было запрещено мясо с кровью, а также употребление птиц, которые убиты в силках. Однако устои, сложенные годами, изжить было непросто. Во времена Московской Руси осуществлялся постепенный переход к соблюдению церковных предписаний.

Что ели на Руси до появления картофеля? Благосклонно церковь относилась к употреблению рыбы. Пятницу и среду считали постными днями, а также были выделены три периода для духовного очищения и Великий Пост. Естественно, рыбу употребляли еще до Крещения Владимира , как и икру тоже, несмотря на то, что первая информация о ней появилась только в двенадцатом веке. Весь список съедобных припасов дополнялся молочными продуктами, яйцами и овощами. Кроме животного масла в рационе было растительное, которое добывали из семян льна, конопли. Оливковое масло поставляли из-за границы.

Совсем немного информации сохранилось о том, какая была кухня в тот период. Мясо зачастую отваривали или жарили на вертеле, а овощи употребляли в сыром или вареном виде. В некоторых источниках указано, что в рационе присутствовала и тушенка. Пироги стали самым оригинальным и вкусным изобретением дальних предков, традиция приготовления которых дошла в неизменном виде до наших времен. Наиболее распространенными блюдами, что ели люди на Руси в древности до появления картофеля, были овсяная и пшенная каша. В хозяйстве князей основной повар (старейшина поваров) контролировал штат кухонных работников, поэтому все они были обучены. Учитывая то, что некоторые из них имели иностранные корни, например, венгерские или турецкие, неудивительно, что рецепты русской кухни содержали иностранные элементы.

Что пили в Древней Руси?

Уже в те времена русский народ не отказывался от выпивки. Еще в «Повести временных лет » главной причиной, по которой Владимир отказался от ислама, была трезвость. Для современного человека русская выпивка сразу ассоциируется с водкой, вот только во времена Киевской Руси не занимались изготовление спирта. Среди напитков предков можно выделить квас, безалкогольный или немного хмельной напиток, который делали из ржаного хлеба. Прототипом его стало пиво.

Мед был весьма известен во времена Киевской Руси, поэтому его изготовлением занимались, как простые люди, так и монахи. Из летописей стало известно не только, что ели люди на землях Руси в древности, но и чем ее запивали. Князь Владимир попросил изготовить триста котлов меда в преддверие открытия церкви в Василеве. А в 1146 году Изяслав II отыскал у своего врага Святослава в погребах 500 бочек меда и около 80 бочек вина. Существовали такие сорта меда: сухой, сладкий и с перцем. Не брезговали предки и вином, которое завозилось из Греции, а монастыри и князья импортировали его для осуществления литургии.

Сервировка стола производилась по определенным правилам. Князья использовали серебряную и золотую посуду, когда вели войны или приглашали иноземных гостей. Были в ходу золотые и серебряные ложки, о чем можно найти подтверждение в «Повести временных лет». Вилки не использовались. Мясо или хлеб каждый резал собственным ножом. Для напитков применяли обычно чаши. Простые люди использовали деревянную, оловянную посуду и кубки, деревянные ложки.

Гастрономические пристрастиями берут начало С тех времен мало что изменилось, и с уверенностью можно сказать, что ели в древней Руси, то и сегодня в каждой семье на столе.

Пища древних славян: видео

Почему русская каша или каша русская? Разве другие народы не варили каши? Просто на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Но, об этом я расскажу несколько позднее.

Есть такая легенда, что именно каша была предвестником хлебопечения. Когда-то давно один неопытный кашевар готовил кашу, и то ли по неопытности, то ли по невнимательности насыпал крупы больше, чем следовало и, в результате, получилась лепешка. Кашевара наказали, а поскольку очень хотелось кушать, то начали есть лепешку из каши. Так появилось новое блюдо. Потом кашу заменили на муку и появился первый хлеб. Однако, это только легенда, хотя ученые и не опровергают её возможную достоверность.

А на Руси каши с незапамятных времен занимали не только важное, но и почетное место в ежедневном рационе, являясь, по сути, одним из основных блюд на столе, как у людей бедных, так и у богатых. Отсюда первая пословица про кашу:

Каша – мать наша.

Что касается древности каши в русской кухне, то эту теорию подтверждают и находки археологов: в горшке, который нашли ученые в Любече, под слоем золы, оказалась каша. И этой каше было более тысячи лет.

Необходимо сказать, что на Руси кашей называлось всё, что готовилось из измельченных продуктов. Были у русичей каши хлебные, которые варили из измельченных сухарей. Популярны были и рыбные каши. Причем рыбные каши готовили из самой разной рыбы:

  • из сига;
  • из сельди;
  • каша из лосося;
  • каша семужья;
  • из стерляди;
  • из осетра;
  • белужья каша;
  • каша с головизной.

Можно предположить, что рыбу мелко-мелко резали, крошили и готовили с добавлением круп.

С появлением на Руси картофеля (XVIII-XIX веках), начали варить каши с добавлением картофеля. Эту кашу заправляли постным маслом и луком. И называлась такая каша – кулеш. Но картофелем наши предки не ограничивались. Были каши морковные, из репы, гороховые, соковые (на конопляном масле) и ещё огромное количество рецептов каши из овощей.

А теперь вернемся к философии (о чем я говорил в начале). Каша на Руси была не только просто едой, но и обрядовым блюдом. Ни одна свадьба не обходилась без каши, и каша была обязательным блюдом для молодых. Каша, изначально, была символом плодородия, благополучия и достатка.

Так, согласно древним летописям (в XVI веке), князь Василий Иванович, после свадьбы, ходил с молодой женой в мыльню. И в мыльне, они не только мылись, но и ели, с молодой женой, кашу. В некоторых областях Руси каша вообще была единственной едой, которую молодые могли есть на свадебном пиру. А сам свадебный пир в Древней Руси назывался «кашей». Помните поговорку – Заварил кашу? Так вот, заварить кашу означало – начать готовиться к свадьбе.

Можно вспомнить и другую поговорку – С ним каши не сваришь. В давние времена существовал такой обычай: если два врага хотели помириться, то они варили кашу и вместе её ели. Это была своеобразная форма мирного договора: кашу сварили вместе, съели – значит, заключили мир. Сегодня мы так говорим о человеке, у которого руки растут из… А в те давние времена дело касалось не навыков и умений, а мира и войны.

Кроме того, в давние времена без каши не было праздника. Кашу варили на Рождество, на свадьбу, на похороны, на крестины и т.д. Обязательно варили кашу на Васильев день. И не просто варили – это был целый обряд, который нельзя было нарушить: кашу варили до восхода солнца. Крупу из амбара могла принести только самая старшая в семье женщина, а воду – самый старший мужчина. Все заготовки ставили на стол и никто не имел права к ним прикасаться, пока не истопится печь.

Только после этого старшая в доме женщина начинала готовить кашу. И каша была гречневая. Готовили с заговором. Вставали и садились. Каша вынималась из печи и ставилась на стол со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром». Если каша получалась красная и рассыпчатая, то в новом году семья могла ожидать достатка и добра. А если каша получалась бледная или, не дай Бог, лопался горшок – ждали в новом году беды.

Существовало огромное количество гаданий на каше. Особенно на будущий урожай.

Такая известная каша, как кутья, готовилась из ячменя, пшеницы, а позднее из риса (хотя рис на Руси знают с очень давних времен). В кутью добавляли мед, мак, изюм, ягоды и т.д. Повсеместно кутья известна, как поминальное блюдо, но на Руси кутью ели не только на поминки, но и на Рождество.

Примерно в XIX веке кутья (как простонародное блюдо) получила название коливо, а вот кашу, которая готовилась исключительно из продуктов привозных (рис и изюм), стали называть кутьей. Со временем про коливо все забыли, как забыли и том, что русская кутья – это не только поминальное, но и праздничное блюдо, которое готовится не по единому рецепту. У традиционной русской кутьи рецептов множество. И американские овсяные хлопья с кусочками фруктов – это, по большому счету, один из старых русских рецептов кутьи.

Была ещё «обетная каша», которую готовили и ели в день Аграфены Купальницы по возвращении из бани. А «мирской кашей» кормили нищих.

Можно говорить о том, что ни одна кухня мира не имеет и не имела такого количества рецептов каш, сколько их имела традиционная русская кухня. И разнообразие выражается не только в изобилии круп, из которых эти блюда готовились: гречка, ячмень, просо, рис и т.д.

В русской кухне рецепт зависел не только от крупы, но и от того, как эта крупа была переработана. Например, гречка – это ядрица и продел, а ячмень – это перловая (крупное зерно), голландка (среднее зерно) и ячка (очень мелкое зерно). Просо идет на приготовления пшенной (не пшеница, а просо) каши. Из пшеничной крупы варят манную кашу. А ещё была распространена зеленая каша, которую готовили из молодой недозрелой ржи.

Или полбяная каша. Помните, полбой кормил работника Балду жадный поп в сказке Пушкина. А что такое полба? Так на Руси называли колосовое растение, которое представляло из себя что-то среднее между пшеницей и ячменем. Из полбы варили кашу, которая считалась «грубой», но обладала большой питательной ценностью.

На Руси кашу предпочитали варить из крупного зерна, а из круп самого мелкого помола было распространено толокно. Готовили толокно из овса следующим образом: мыли зерно, варили до полуготовности, высушивали и толкли в ступе практически до состояния муки.

Ну а самой любимой кашей на Руси была гречка, которая присутствовала в меню и бедных, и богатых. Всё дело в том, что каша из гречки очень полезна: в ней очень гармонично сочетаются белки и углеводы, много витаминов и, что очень важно, гречка прекрасно сочетается практически со всеми продуктами: мясом, рыбой, грибами, другими овощами и т.д.

И это не правда, что каша – это очень простая и не изысканная еда. Кашу нужно уметь готовить. Что вы можете сказать про ? Рецепт этой каши, в свое время, вошел в сборники рецептов почти всех стран Европы. Деликатес, однако.

А сколько рецептов незаслуженно забыто.
Предлагаю вам варить кашу – и мириться, и вкусно обедать.