Правила торговли алкогольной продукцией. Торговля алкоголем (спиртными напитками)

Если вы решили заняться ресторанным бизнесом, или хотите открыть бар, продуктовый магазин, то торговля алкоголя может стать весьма прибыльным делом. В отличие от других статей дохода, доход от продажи алкогольных напитков, как правило, всегда остается на высоком уровне. Некоторые маркетологи шутят, что алкоголь лучше всего продается во время спада и кризиса на рынке, когда люди впадают в панику. Спрос на алкогольную продукцию не спадает. Аналитики отмечают, что алкогольная отрасль на сегодняшний день остается самой рентабельной. Причем не только сами производители, но и отрасли розничной и оптовой торговли получают не плохой доход от продажи алкоголя. По некоторым прогнозам к 2014 году объем продаж алкогольных напитков вырастит на 10%.

Получение лицензии

Если бизнес связан с производством, импортом, экспортом или продажей алкогольной продукции и этилового спирта, то необходима лицензия на торговлю алкоголем, дающая право на осуществление того или иного вида деятельности в сфере продажи спиртных напитков.

Государство строго следит за соблюдением обязательных правил при получении разрешения — лицензии. В России производство и распространение спиртных напитков регулируется государством, так как употребление алкоголя вредит здоровью людей, способствует понижению моральных аспектов общества, особенно молодежи. Законодательно урегулированы правила получения лицензии на розничную продажу алкоголя. Для этого нужно быть зарегистрированным в качестве юридического лица, с размером уставного капитала в размере минимум 1 млн. рублей для одной торговой точки, реализации алкогольной продукции через одну торговую точку для субъектов малого бизнеса 300000 рублей и для реализации алкоголя в общественном питании 10000 рублей. Федеральными органами самоуправления выдаются разрешения на установление границ прилегающих территорий. Государство устанавливает минимальный ценовой порог, ниже которого запрещена торговля спирт содержащей продукции.

При получении лицензии на розничную торговлю алкогольных напитков необходимо в орган, выдающий лицензии представить пакет документов, соответствующий действующему законодательству. Это заявление, со всеми контактными данными и реквизитами организации, вид деятельности и продукции, которую будет реализовывать юридическое лицо, а также срок действия лицензии, копии всех учредительных и регистрационных документов, а также резрешительные документы от государственных инстанций. По вопросам о получении лицензии на торговлю алкоголем в связи с изменениями в законодательстве лучше обратиться в специализированные компании, которые окажут квалифицированную помощь, начиная с подачи документов до момента получения разрешения.

Правила торговли

Рассмотрим все основные правила торговли алкоголем.

Законом установлены ряд требований к производственным помещениям и складам на условиях собственности, площадь которых в сельской местности должна составлять 25 кв.м., а в городской- 50 кв.м. Причем договор аренды должен быть составлен на срок один год и больше. К сведению организаций торгующих спиртными напитками установлены дополнительные правила розничной торговли. Во-первых, продажа должна производиться в стационарных торговых объектах. С начала 2013 года оно действует и в отношении торговли пивом. В соответствии с 5 статьей Федерального Закона, продажа алкоголя с 23 ч. до 8 утра запрещена. Не допускается розничная торговля алкогольных напитков в образовательных, медицинских, детских учреждениях, в транспорте и автозаправках, на рынках, аэропортах и вокзалах, несовершеннолетним.

Был отменен Закон о предоставлении в Росстат необходимых сведений об объеме продаж в установленные сроки. Часть норм и законодательных актов, установленных Законом, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устарела. Поэтому были внесены поправки, в частности о расширении понятия алкогольных напитков. Алкогольными считаются напитки, содержание этилового спирта в которых составляет более 0,5%. Внесены изменения и в правила перевозок, хранения и складирования спиртных напитков. Согласно Федеральному Закону перевозка алкоголя осуществляется при наличии лицензии, независимо от вида транспорта.

Продажа алкогольной продукции разрешается только некоторым предприятиям, соблюдающим определенные условия и требования. Для выполнения данного процесса необходимо получать лицензию, а также сама организация процесса продажи должна выполняться по некоторым правилам. Если предприниматели будут нарушать условия законодательства, то к ним будут применяться жесткие меры наказания.

Законодательное регулирование

Процесс продажи алкоголя регулируется законом ФЗ №171, причем в него регулярно вносятся многочисленные поправки. В начале 2018 года продавцы были оповещены об ужесточении процесса реализации алкоголя. Касаются изменения не только торговых заведений, но и производителей.

С 1 января 2018 года начался специальный льготный период, в течение которого все производители и продавцы алкоголя должны внести многочисленные корректировки в свой бизнес, чтобы он соответствовал требованиям закона. Такая отсрочка длится в течение полугода, после чего будут подвергаться организации жестким проверкам, основной целью которых будет выступать выявление нарушений. Закон о продаже алкогольной продукции предусматривает, что с 1 июля 2018 года будут применяться разные санкции к нарушителям.

Многочисленные изменения скажутся не только на предпринимателях, но и на непосредственных потребителях. Основной целью введения изменений выступает борьба с нелегальным созданием спиртных напитков. Дополнительно будет создана прозрачная и понятная система, позволяющая контролировать производство алкоголя и его продажу. При этом ожидается повышение стоимости продукции, что положительно скажется на борьбе с алкоголизмом.

Какие введены дополнения?

Перемены касаются всех граждан и компаний, специализирующихся на производстве или реализации спиртосодержащих напитков. Продажа алкогольной продукции будет с июля разрешена исключительно при наличии нового формата бизнеса.

Увеличится количество проблем и забот и у контролирующих органов, так как им придется регулярно проводить проверки, призванные определить, соблюдаются ли многочисленные требования законодательства.

К основным дополнениям, которые введены в 2018 году, относится:

  • не допускается продажа алкогольной продукции через интернет;
  • оборудование, применяемое при создании таких напитков, должно быть правильно зарегистрировано;
  • физлица не могут перевозить в машине больше 5 л спиртосодержащей продукции, не обладающей маркировкой;
  • за счет повсеместного введения системы ЕГАИС обеспечится надежная и эффективная защита от продажи алкоголя в неположенное время, а также на чеке будет иметься информация о марке купленного напитка;
  • наказание, применяемое к гражданам или компаниям, нарушающим законодательство в области производства и продажи алкоголя, значительно ужесточается, причем предусматривается не только начисление существенных штрафов, но и даже возможно применение уголовной ответственности для нарушителей.

За счет изменения сведений в законе, были введены поправки в КоАП. Местные власти обладают возможностью дополнять законодательство, но только в сторону ужесточения, а не смягчения.

Нюансы продажи в интернете

С начала 2018 года полностью запрещается реализация алкоголя с помощью разных сайтов. Такое ограничение продажи алкогольной продукции обусловлено тем, что часто покупают граждане такие напитки в неположенное время. Если нарушаются требования закона, то по КоАП предусматриваются серьезные меры наказания:

  • физлица уплачивают штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц назначается штраф, варьирующийся от 25 до 40 тыс. руб.;
  • компании обязаны будут уплачивать от 100 до 300 тыс. руб.

Такие жесткие меры будут способствовать тому, что действительно компании и граждане будут ответственно подходить к требованиям ФЗ № 149. На основании этого закона проводится блокировка тех сайтов, на страницах которых располагается реклама продукции, содержащей спирт. За счет такой меры планируется, что будет уменьшено количество алкоголя, выпиваемое российскими гражданами.

Дополнительно Минфин самостоятельно разрабатывает специальный проект, на основании которого будет запрещена официально продажа алкоголя через интернет.

Как правильно регистрировать оборудование?

Изменения коснулись и оборудования, предназначенного для создания разных спиртных напитков. Продажа алкогольной продукции разрешается, если данные напитки будут созданы на качественном и правильно зарегистрированном оборудовании. Если выявляется применение незаконных приборов и агрегатов, то назначаются значительные штрафы, причем не только к компаниям, но и физлицам. Наказание представлено крупными штрафами:

  • для физлиц - от 3 до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для компаний - от 100 до 150 тыс. руб.

Дополнительно вводятся значимые штрафы за применение в процессе производства фармацевтического этилового спирта.

Какие ограничения касаются правил перевозки?

В ст. 14.17 КоАП указывается, что с начала 2018 года вводятся определенные ограничения в процесс перевозки спиртных напитков. Физлица не могут перевозить в автомобиле немаркированный алкоголь в большом количестве, причем не имеет значения, где именно он был произведен. За такое нарушение назначается штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб. Дополнительно будет изъята вся продукция.

Допускается перевозить на одного человека не больше 5 л.

Нюансы введения системы ЕГАИС

Она уже действует во многих торговых организациях. Правила продажи алкогольной продукции заключаются в том, что такая система контролирует возможность реализации алкоголя в неразрешенные периоды времени. Дополнительно гарантируется отсутствие возможности, что нелегальный алкоголь попадет в розничную продажу.

Система ЕГАИС дает возможность создать единую базу, в которую включаются все виды алкоголя. На каждой кассе будет иметься особый сканер для контроля продажи алкогольной продукции. Он через интернет будет связан с этой базой. При использовании данного оборудования происходит считывание информации с акцизной марки, причем эти сведения дополнительно будут дублироваться на чеке.

Неоспоримым плюсом такой организации продажи алкогольной продукции является то, что каждый покупатель может получить множество важных данных о покупаемом напитке.

Дополнительно разрабатывается возможность внедрения особого ГОСТа для бренди, так как оборот нелегального коньяка считается слишком высоким. На основании поправок бренды выделяются в отдельную категорию алкоголя. Это позволит повысить его качество, а также упростит процесс работы контролирующих органов.

Ужесточение наказания

Дополнительно изменения коснулись мер наказания за нарушение законодательства. За продажу алкогольной продукции с нарушениями вводится даже уголовная ответственность. Кроме штрафов, теперь применяются аресты, привлечение к общественным работам или вовсе лишение свободы на достаточно длительный срок. Вводятся в Уголовный кодекс две статьи:

  • Незаконное производство алкоголя. Если будет создаваться некачественный товар незаконными методами, то это приведет к серьезным мерам наказания. Они представлены штрафом в размере от 2 до 3 млн руб., а также назначаются принудительные работы на срок от 1 до 3 лет. Дополнительно может применяться лишение свободы на срок до трех лет. Если вовсе выявляется коллективное нарушение законодательства, то штраф увеличивается до 4 млн. руб., а также назначаются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 5 лет.
  • Незаконная продажа спиртных напитков. У каждой компании, которая занимается реализацией таких напитков, должна иметься лицензия на продажу алкогольной продукции. За отсутствие разрешения назначается штраф в размере от 50 до 80 тыс. руб. Если выявляется наличие поддельных акцизных марок, то штраф увеличивается до 500 тыс. руб., а также может применяться тюремное заключение на 8 лет или принудительные работы.

Дополнительно при определении конкретного наказания учитывается, какой именно ущерб был нанесен. Если вовсе выполняется продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, то наказывается как продавец, так и вся торговая организация.

Применение коллективной ответственности

Проблема спаивания молодежи считается наиболее острой для государства. Предполагается, что на детей в первую очередь влияют более взрослые молодые люди, поэтому в скором времени будут приняты поправки, на основании которых привлекаться к ответственности будут не только продавцы и торговые организации, но и родители.

В список будут включаться граждане, которые по просьбе молодых людей приобретают им спиртные напитки.

В какие дни не будет продаваться алкоголь?

Введены специальные дни трезвости. Такое требование продажи алкогольной продукции было поддержано многими регионами, которые, в свою очередь, самостоятельно ужесточили такие поправки, поэтому было увеличено количество дней, когда не получится у граждан купить алкоголь.

Не продается алкогольная продукция в дни:

  • последний день работы школы перед летними каникулами;
  • при проведении выпускных балов;
  • 1 июня, так как данный день выступает днем защиты детства;
  • 27 июля - день молодежи;
  • 1 сентября - первый день учебы в школе;
  • 11 сентября - день трезвости.

Дополнительно региональные власти значительно увеличивают количество дней, когда запрещено разным торговым организациям продавать алкоголь. Обычно сюда входят какие-либо городские праздники.

В какое время разрешена продажа алкоголя?

ФЗ № 171 дополнительно содержит сведения о том, в какое время допускается продавать спиртные напитки. Эти требования остались неизменными в 2018 году, поэтому не разрешается продажа алкоголя после 23:00. Во многих регионах значительно ужесточена данная мера, поэтому в некоторых городах не получится приобрести продукцию после 22:00 или 21:00.

Допускается начинать продажу только с 8:00, но в некоторых городах увеличивается данное время до 9:00 или 10:00. Регионы могут исключительно увеличивать данный период времени.

Ограничения по возрасту

Достаточно давно появилась информация о необходимости внесения изменений в законодательство относительно допустимого возраста для приобретения алкоголя. Поэтому планируется изменение с 18 лет до 21 года.

Инициатором такого проекта выступает Минздрав. Но при этом законопроект еще находится на рассмотрении, поэтому в начале 2018 года еще не были введены значительные изменения.

Наказание за продажу без лицензии

Каждая компания, продающая спиртные напитки, должна оформлять предварительно лицензию на этот процесс. Исключением являются ситуации:

  • продажа медицинских лекарств, содержащих спирт;
  • реализация продукции посредником от лица фирмы, обладающей разрешением на продажу.

В остальных ситуациях требуется лицензия на продажу алкогольной продукции. Если она отсутствует, то применяются меры наказания:

  • должностные лица уплачивают штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн руб., а также они будут дисквалифицированы на срок от 2 до 3 лет;
  • компании уплачивают штраф в размере от 3 млн руб. до 1/5 прибыли за год работы, конфискуется вся продукция, а также деятельность предприятия может быть приостановлена на срок от 60 до 90 суток.

Таким образом, продажа разных спиртных напитков должна проводиться компаниями только с учетом многих требований законодательства. При их нарушении применяются к ним значительные меры наказания. Они могут быть представлены не только крупными штрафами, но и арестом или приостановкой деятельности. В 2018 году были внесены значительные изменения в законодательство, поэтому ужесточились меры наказания. Также компании, занимающиеся производством или продажей спиртных напитков, должны полностью изменить формат своего бизнеса, чтобы законным образом продолжать работу.

В России правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются федеральным законодательством. Москва, Московская область и другие регионы вправе эти нормы корректировать в сторону ужесточения, например, сокращать время продажи алкоголя.

Расскажем подробнее, со скольки и до скольки продают алкоголь в Москве и Московской области и что грозит нарушителям правил реализации вина, водки и других «горячительных» и слабоалкольных напитков.

Федеральный контроль алкогольного оборота

Основным документом, вокруг которого строится вся нормативно-правовая система регулироваться производства и продажи алкоголя, является Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (в редакции Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ) (с изменениями на 28 декабря 2017 года) (редакция, действующая с 1 января 2018 года)»

К алкогольной и спиртосодержащей продукции закон относит товары, концентрация в которых этилового спирта выше 0,5% от готового объёма. Определение понятий:

  • алкогольная: крепкие напитки (водка, коньяк, виски), вино, шампанское, ликёры, пиво, сидр, медовуха и др.;
  • спиртосодержащая: пищевая (виноматериалы, сусло) и непищевая с долей этилового спирта выше 0,5% от готового объёма.

Сбыт в розницу крепкого алкоголя в точках по предоставлению услуг общественного питания производится только организациями. Это зарегистрированные в Москве и области юридические лица. Розничная продажа пива, вина, шампанского, сидра в магазинах и в точках по предоставлению услуг общепита разрешена организациям и ИП.

Для свободного сбыта алкоголя реализатор обязан оформить лицензию на проведение данного вида деятельности. Покупатель обладает правом запросить у продавца предоставить документ со штрихкодом, несущим информацию о регистрации в ЕГАИС.

Противозаконна продажа алкоголя несовершеннолетним (п.2 ст.16 ФЗ). Продающая сторона вправе потребовать у молодого покупателя предоставить любой документ, определяющий возраст: паспорт, водительское удостоверение, вид на жительство, диппаспорт, временное удостоверение личности и др.

Нормы закона запрещают продавать алкоголь в зданиях, если там выполняется:

  • образовательная работа (д/с и школы муниципальные и частные, профлицеи и др.);
  • медицинская работа;
  • культурные или спортивные мероприятия;
  • на территориях, примыкающих к перечисленным строениям. Границы прилегающей зоны размечаются на месте органами региональной власти.

Запрещен сбыт алкоголя:

  • в транспорте, на остановках, в зонах воздушного и железнодорожного пассажиропотока, на АЗС и прилегающих к ним участках;
  • в местах с большой численностью людей при проведении массовых мероприятий.

Актуальный в наше время вопрос для продавцов и покупателей: со скольки часов продают в 2018 году алкоголь, прописан в п.9 ст.16 ФЗ. Ограничение розничной продажи наступает с 23 ч до 8 ч следующего дня по местному времени.

Не затрагивает запрет ФЗ:

  • места, предоставляющие услуги общепита. Продажа алкогольных напитков происходит обязательно в распакованной таре или на разлив;
  • на бортах кораблей и самолётов с использованием прав ЕАЭС;
  • в торговых точках беспошлинной продажи товаров.

Бытующее мнение, что в больших торговых центрах, таких как Ашан, Перекрёсток, Бристоль, Магнит, Лента и др., разрешен ночной сбыт алкоголя, противоречит действительности. Все организации, занимающиеся оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны подчиняться закону и выполнять его.

ФЗ даёт право региональной законодательной власти вводить усиливающие запреты на время продажи алкогольного товара. Чтобы узнать, до скольки продают алкоголь в Москве и Московской области и со скольки продают алкоголь в Москве (2018 год), необходимо обратиться к местному региональному законодательству.

Ограничение продажи алкоголя в Москве

Опорным документом, регулирующим правила и время продажи алкоголя в Москве в 2018 году, является постановление Правительства Москвы от 28.12.2005 г. № 1069-ПП о мерах по соблюдению и контролю правовых актов РФ в сфере оборота алкоголя. Постановление обязывает к принятию и исполнению на территории Москвы закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. и на его основе регулируется продажа алкоголя в Москве. Время запрета продажи в столице: с 23 ч вечера и до 8 ч утра следующего дня.

Постановление не только регламентирует, со скольки продают алкоголь в Москве, но и лимитирует расстояние, на котором запрещена розничная торговля алкогольной продукции:

  • до детских садов, школ, профлицеев - 100 м. Расстояние для пунктов, осуществляющих услуги общепита - 25 м;
  • до спортивных сооружений, медучреждений, мест входа/выхода в подземное метро, железнодорожных станций, зданий аэропортов и вокзалов - 25 м.

Обновление информации: в канун майских праздников московские власти приняли решение ограничить продажу алкоголя в Москве с 29 апреля по 2 мая, а также 9 мая в местах массового скопления людей - на праздничных мероприятиях, в парках, скверах и пешеходных улицах.

Ограничение продажи алкоголя в Московской области

Рабочим нормативным документом, регламентирующим розничную продажу алкоголя в Московской области, является закон МО № 40/2012-ОЗ от 27.04.2012 г. с изменениями на 21.12.2017 г.

В предыдущей версии закона статья 6 вводила дополнительное вето на сбыт алкоголя с 21 ч до 11 ч следующего дня по местному времени.

В декабре 2017 г. ст.6 была упразднена и время продажи алкоголя в Московской области закрепилось на федеральном уровне. Продажа алкоголя в МО ограничена ночными и утренними часами, как и продажа алкоголя в Москве. Время в 2018 году, запрещающее розничную реализацию «горячительных» и слабоалкогольных напитков в области, установлено с 23 ч до 8 ч утра следующего дня.

Ответственность за нарушения

Игнорирование норм реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции (если не влечёт за собой уголовного деяния) попадает под административную ответственность ст.14.16 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. Данные нормы

За распространение алкоголя в местах продаж в ночное время (касается всех регионов, включая Москву и Московскую область), штраф:

  • должностным лицам - 20 000 - 40 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции;
  • юридическим лицам - 100 000 - 300 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции.

Продажа алкоголя несовершеннолетним накладывает штраф:

  • должностным лицам - 100 000 - 200 000 руб.;
  • юридическим лицам - 300 000 - 500 000 руб.

Алкогольная реализация без разрешающих на то документов:

  • должностные лица - 10 000 - 15 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции;
  • юридические лица - 200 000 - 300 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции.


Стоит ли сокращать время продажи?

Практически каждый год поднимается вопрос об ужесточении требований к продаже алкоголя в Москве. Время хотят сократить в расчете на снижение потребления алкогольной продукции населением. Минздрав РФ неоднократно выступал и с более радикальными предложениями, в частности, полностью запретить продажу алкоголя по выходным.

Однако эксперимент, который проходил в Московской области, где время продажи алкоголя сократили, показал, что ужесточение требований на объемах потребления водки и пива сильно не сказывается, а наоборот питает рынок нелегальной продажи алкоголя.

А как вы считаете, со скольки необходимо продавать алкоголь в Московской области и Москве и до скольки? Напишите свое мнение в комментариях.

Грядущий, 2019 год будет отличаться от 2018 года вступлением в силу новых «алкогольных» законов и более суровой ответственности за нарушения в этом плане.

Законодатели вовсю стремятся продемонстрировать заботу о будущем российской нации. Госдума приняла несколько сотен поправок к Закону 171 ФЗ. Большие «алкогольные» перемены ожидают производителей, реализаторов, потребителей.

С первого января 2019 года начинается отсчет льготного периода, предоставленного производителям и реализаторам алкогольных напитков. За это время им предстоит привести свой бизнес в соответствие с новыми поправками к Закону о производстве и продаже спиртного. Полугодовая отсрочка предусматривает отсутствие санкций за нарушение обновленных законодательных актов. Санкции возымеют силу с первого июля 2019 года.

Данные изменения не останутся незамеченными российскими покупателями. По словам народных избранников, новые законы направлены на борьбу с теневым производством спиртных напитков, организацию прозрачной системы контроля производства и реализации. И, конечно же, на борьбу с алкоголизмом, который достиг масштаба национального бедствия.

Что ожидать в 2019 году

Перемены коснутся производителей, розничных реализаторов и покупателей алкогольной продукции. Им предстоит освоить новый формат бизнеса и потребления спиртного. Контролирующим органам добавится забот, ведь закон коснулся не только реального сектора бизнеса и жизни, а и глобальной сети.

С первого января 2019 года начнут действовать следующие поправки и дополнения :

  • Запрещено рекламировать продажу алкоголя в Интернете;
  • Введена строгая регистрация оборудования, производящего спирт;
  • Физлицу запрещается перевозить более десяти литров немаркированной спиртосодержащей продукции;
  • Начнет действовать система ЕГАИС, которая обеспечит новый принцип контроля за реализацией алкоголя;
  • Наказание за нарушение «алкогольных» законов стало намного суровее и предусматривает не только огромные штрафы.

Изменения в федеральном законе получили соответствующее отражение в Кодексе об админ нарушениях (КоАП). Важно помнить, что данные акты могут быть дополнены местными властями в регионах России.

Закон о спиртных напитках в Интернете

Начиная с первого января грядущего года запрещается рекламировать продажу алкогольных напитков на просторах Рунета. КоАП предусматривает ответственность за нарушение ограничения в виде штрафа:

  • Физлица – три-пять тысяч рублей;
  • Должностные лица – 25-40 тысяч рублей;
  • Юрлица – 100-300 тысяч рублей.

Закон 149 ФЗ в новой редакции предусматривает блокировку интернет-ресурсов, размещающих на своих страницах рекламу о продаже спиртосодержащей продукции, алкогольных напитков.

Данная мера призвана ограничить распитие алкогольной продукции на территории России.

Одновременно с этим Минфин РФ разрабатывает законопроект о порядке онлайн-реализации алкоголя, который начнет действовать с первого июля 2019 года. В настоящее время продажа спиртосодержащих товаров в Рунете официально запрещена. Ведомство считает, что запрет является фикцией, поскольку алкоголь продолжает продаваться в сети. Законопроект предусматривает систему контроля онлайн-продаж алкогольной продукции.

Дистанционная торговля алкоголем возможна только через ресурс в зоне egais.ru. Торговые площадки, размещенные в другой зоне, будут блокироваться.

О регистрации спиртопроизводящего оборудования

«Алкогольные» поправки в КоАП предусматривают ответственность граждан за владение, использование не зарегистрированного технического оборудования, с помощью которого получают спиртосодержащие напитки.

С первого января 2019 года штрафы за незаконное спиртопроизводящее оборудование коснутся и физлиц.

Отсутствие регистрации влечет к штрафу и конфискации данного оборудования:

  • Физлица – три-пять тыс. рублей;
  • Должностные лица – 20-50 тыс. рублей;
  • Юрлица – 100-150 тыс. рублей.

Также вводятся штрафы за использование фармацевтического этилового спирта при производстве алкогольной продукции.

Согласно статьи 14.17.2 КоАП, с первого января 2019 года ограничивается перевозка физлицами немаркированного алкоголя, не зависимо от места его производства. Нарушение ограничения влечет к штрафным санкциям в размере три-пять тыс. рублей, изъятию перевозимой продукции.

Допустимый объем перевозимого физлицами немаркированного алкоголя по территории России составляет десять литров на одного человека.

ЕГАИС – новый формат контроля реализации алкоголя

Успешное завершение тестирования и внедрения Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) привело к законному переходу к глобальной форме контроля за оборотом алкогольной продукции. Это позволит исключить из розничной торговли нелегальный алкоголь.

По оценкам аналитиков, две трети реализуемого в России алкоголя производится нелегально, что ставит под удар здоровье граждан и приводит к огромным потерям в бюджете.

ЕГАИС позволит создать единую базу отечественного, импортного алкоголя. Для этого на каждой кассе должен присутствовать специальный сканер, связанный с базой посредством Интернет-соединения. Сканер считывает данные с акцизной марки. Эта информация отражается в чеке.

Большой плюс ЕГАИС состоит в том, что покупателям станет доступна информация о происхождении каждой бутылки алкоголя.

Также обсуждается законопроект о внедрении специального ГОСТа для бренди. Такая необходимость вызвана небывалым оборотом нелегального коньяка. Соответствующая поправка в 171 ФЗ позволит выделить бренди в отдельную категорию алкогольной продукции. Это повысит доступность качественного алкоголя и облегчит работу контролирующих органов.

Ужесточение наказаний за нарушение «алкогольного» закона в 2019 году


Административный и Уголовный кодексы РФ получили множество новых статей и поправок касательно ответственности россиян за нарушения «алкогольных» законов. К несоразмерным штрафам добавились арест, общественные работы, лишение свободы.

Уголовный кодекс пополнился двумя статьями о «Незаконном производстве спиртосодержащей продукции» и «Незаконной продаже алкогольной продукции».

Первая статья предусматривает взыскание штрафа в размере двух-трех млн. рублей или принудительным работам на одни-три года, лишению свободы до трех лет. Коллективное нарушение закона ведет к многократному ужесточению наказания:

  • Штраф три-четыре млн руб;
  • Принудительные работы – пять лет;
  • Лишение свободы – пять лет.

Вторая статья о незаконной продаже ведет к взысканию штрафа в сумме 50-80 тыс руб. Поддельные акцизные марки приведут к лишению 300-500 тыс рублей, принудительным работам или заключению до восьми лет. И это только вершина айсберга, поскольку тяжесть наказания должна быть соразмерна нанесенному ущербу.

КоАП России ожидают изменения в плане коллективной ответственности за спаивание подростков и молодежи. Согласно мнению социологов, большинство подростков впервые пробуют алкоголь в компании старшего поколения. Сейчас ответственность за продажу алкоголя малолетним накладывается только на представителей розничной торговли.

В скором времени родители и опекуны школьников, употребляющих алкоголь, будут привлекаться к административной ответственности. Кроме того, новый законопроект содержит перечень ответственных лиц. Сердобольные граждане, поддавшиеся на уговоры купить для подростка алкоголь, табак, оказались в этом списке. Законодатели не обошли вниманием общительных собутыльников, предлагающих малолетнему «выпить рюмочку», которых также предлагается привлекать к ответственности.

Власти остаются непоколебимы относительно, ранее введенных, дней трезвости. К тому же регионы уполномочены расширять антиалкогольный календарь. В настоящее время алкоголь повсеместно не продают:

  • В последний день учебы школьников;
  • Во время выпускных балов;
  • Первого июня, когда отмечают день защиты детства;
  • 27 июля, когда молодежь празднует свой день;
  • В первый учебный день школьников;
  • 11 сентября – Всероссийский День трезвости.

В Ульяновском регионе местные власти расширили перечень, добавив к нему:

  • Выходные дни;
  • 12 июня – празднование Дня России;
  • 12 сентября – День, посвящаемый празднованию семьи.

Пункт пятый статьи 18-ой в Законе 171 ФЗ, накладывающий ограничение на время реализации алкоголя, остался без изменений. Учитывая пролонгацию закона, следует ожидать в 2019 году повсеместный запрет на продажу спиртосодержащих напитков после 23.00. Возобновление реализации алкоголя разрешается только с восьми утра.

Многие регионы внесли собственную лепту в расширение трезвого периода суток. Так, в Подмосковье и Санкт-Петербурге торговлю алкоголем начинают только с 11.00. В Якутии, Тульской области продажа алкоголя разрешается с 14.00. В Саратовской, Астраханской, Кировской областях реализация алкоголя начинается в 10.00

На рассмотрение Госдумы неоднократно поступали законопроекты об изменении ныне действующих возрастных ограничений. Эксперты ссылаются на международную практику развитых стран и неутешительную статистику потребления алкоголя в России.

Так, 99 из сотни старшеклассников имеют опыт алкогольного опьянения. Каждый день в России треть юношей и четверть девушек употребляют спиртосодержащие напитки различной крепости. Только четыре процента шестиклассников не знают вкус алкоголя.

Учитывая успешный опыт развитых стран в борьбе с алкоголизмом, очередной законопроект предполагает изменить с 18 лет на 21 год. Главным инициатором законопроекта выступает российский Минздрав. Пока законопроект находится на рассмотрении Госдумы.

С первого января 2019 года возрастное ограничение на продажу алкоголя, табака остается на отметке 18 лет.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.11.96 N 1364, от 14.07.97 N 867, от 13.10.99 N 1150, от 02.11.2000 N 840)

1. Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции.

В настоящих Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, под покупателем - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино.

3. Продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

4. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей.

5. Продажа этилового питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

6. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

наименование и цена алкогольной продукции;

данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объем алкогольной продукции в потребительской таре;

наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

противопоказания к применению алкогольной продукции;

дата изготовления и срок годности.

Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.

7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

9. Не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

10. Запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра (в отношении вин).

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно - кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли - продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить товар с недостатками.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку отсутствие таких документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение настоящих Правил несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции