Сок краснокочанной капусты изменяет цвет. Проектная работа " Волшебство цветов". Практическая значимость исследования

Краткое содержание: Лакмусовые бумажки из сока краснокочанной капусты. Занимательная наука для детей. Научные опыты для малышей. Научные эксперименты в домашних условиях. Занимательные физика и химия для детей. Научные фокусы.

Предлагаем сделать свой собственный ph индикатор. Для этого вам понадобится краснокочанная капуста. Сок краснокочанной капусты при смешивании с различными веществами изменяет свой цвет от красного (в сильной кислоте), к розовому, фиолетовому (это его естественный цвет в нейтральной среде), синему, и, наконец, зеленому (в сильной щелочи). На картинке слева направо результаты смешения сока краснокочанной капусты с: 1. лимонным соком (красная жидкость); 2. во второй пробирке чистый сок краснокочанной капусты, он имеет фиолетовый цвет; 3. в третьей пробирке сок капусты смешан с аммиаком (нашатырным спиртом) - получилась жидкость синего цвета; 4. в четвертой пробирке результат смешения сока со стиральным порошком - жидкость зеленого цвета.

Ниже приводятся значения PH для некоторых жидкостей:

1. Желудочный сок - 1.0-2.0 ph
2. Лимонный сок - 2.0 ph
3. Пищевой уксус - 2.4 ph
4. Кока-кола - 3.0 ph
5. Яблочный сок - 3.0 ph
6. Пиво - 4.5 ph
7. Кофе - 5.0 ph
8. Шампунь - 5.5 ph
9. Чай - 5.5 ph
10. Слюна - 6.35-6.85 ph
11. Молоко - 6.6-6.9 ph
12. Чистая вода - 7.0 ph
13. Кровь - 7.36-7.44 ph
14. Морская вода - 8.0 ph
15. Раствор пищевой соды - 8.5 ph
16. Мыло (жировое) для рук - 9.0-10.00 ph
17. Нашатырнай спирт - 11.5 ph
18. Отбеливатель (хлорная известь) - 12.5 ph
19. Каустическая сода или натриевая щелочь > 13 ph

Из сока краснокочанной капусты можно сделать лакмусовые бумажки. Для этого вам понадобится фильтровальная бумага. Ее надо пропитать капустным соком и дать ей высохнуть. После этого разрезать на тонкие полоски. Лакмусовые бумажки готовы!

Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:

Индикатор лакмус - красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус - синий,
Щёлочь здесь - не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

Примечание: не только краснокочанная капуста, но и многие другие растения содержат PH чувствительный растительный пигмент (антоцианин). Например, свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград и др. Антоцианин придает растениям темно-синию окраску. Продукты такого цвета считаются очень полезными для здоровья.

ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции. Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. Происходит это потому, что в кислой и щелочной среде молекулы индикатора имеют разное строение.

Вероятно, самый старый кислотно-основной индикатор – лакмус.

В лабораториях нередко используются универсальные индикаторы – смесь нескольких индивидуальных индикаторов, подобранных так, что их раствор поочередно меняет окраску, проходя все цвета радуги при изменении кислотности раствора в широком диапазоне рН (например, от 1 до 11). Раствором универсального индикатора часто пропитывают полоски бумаги, которые позволяют быстро (хотя и с не очень высокой точностью) определить рН анализируемого раствора, сравнивая окраску полоски, смоченной раствором, с эталонной цветовой шкалой.

Существуют множество растительных индикаторов.

Некоторые ягоды могут служить индикаторами Мало кто знает, что чай – это тоже индикатор (но не лучший).

Краснокочанная капуста - тоже индикатор. Это разновидность капусты белокочанной. Красно-фиолетовую окраску придает ей пигмент антоциан. Краснокочанная капуста была выведена селекционерами в XVI веке в Западной Европе. При добавлении кислоты (например, уксуса) эта капуста приобретает малиновый цвет, а щелочи (соды) зеленеет. Такое изменение окраски в старину считали колдовским, поэтому краснокочанную капусту называли «волшебным растением» или «синей капустой». В Древнем Риме ее сок использовали при туберкулезе легких, кашле, осиплости голоса. В Россию она была завезена в XVII веке и тогда появляется первое упоминание о ней как о целебном растении. В уже называемом нами русском травнике

Ботаническое описание.

Капуста краснокочанная - двулетнее растение. В первый год жизни образует укороченный стебель (кочерыгу) с крупными, простыми, цельными, сидячими или черешковыми листьями. Форма листа округлая, овальная или почковидная. Кочаны плотные, в основном округлые, овальные, плоскоокруглые, реже - конусовидные, массой 1,0-3,2 кг (в зависимости от сорта). Стебель и междоузлия очень укорочены, корень мощный, разветвленный. Семена формирует на второй год жизни. Плод - стручок, достигающий 8-12 см в длину. Семена округлые, коричневато-бурой окраски. Окраска как наружных (кроющих), так и внутренних листьев светло-, темно-фиолетовая или красно-фиолетовая.

Биологические особенности.

Вегетационный период у краснокочанной капусты длится 105-200 дней (в зависимости от сорта). Это холодостойкая культура. Оптимальная температура для роста и развития растений 15-17 °С. Закаленная рассада выдерживает кратковременные заморозки -5. -8 °С; взрослые растения -7. -8 °С. Растение очень светолюбивое. Культура требовательна к влажности почвы. Почвы любит легкие, окультуренные, плодородные, водопроницаемые, рН не ниже 5,5 и не выше 7,0- Кислые почвы не пригодны для выращивания этой капусты

Агротехника и размножение.

Выращивают краснокочанную капусту рассадным способом или непосредственным посевом семян в грунт по той же технологии, что средне- и позднеспелые сорта белокочанной капусты. В период роста и развития листьев (пока они не сомкнутся в междурядьях) следят, чтобы не пересыхала почва. Она должна быть влажной, но не мокрой. Поливают растения по мере надобности - один раз в неделю или в две недели. Уход заключается в своевременном удалении сорняков и рыхлении почвы. При третьем рыхлении почвы растения окучивают. Уборку начинают, когда кочаны достигают характерных для сорта окраски и размера. Созревшие кочаны краснокочанной капусты хорошо хранятся в подвале или сарае 3-5 месяцев.

Состав краснокочанной капусты.

В кочанах краснокочанной капусты содержится 3,7-4,0% Сахаров, 0,7% крахмала, 0,5% клетчатки, 2,0% протеина, много ценных минеральных веществ (280-302 мг калия, 50 мг кальция, 4 мг натрия, 0,5 мг железа), а также богатый набор витаминов: С, B1, В2, В6, В9, PP. Особенно ценно то, что в ней повышенное содержание белка, витаминов: С (40-60 мг%), РР (20,0 мг%), Вэ (80,0 мг%).

Проведение исследований

Подготовка

1) Необходимо мелко нарезать часть кочана и прокипятить в течение 5-7 минут.

2) Процедить полученный отвар.

3) Дать отвару остыть.

Затем, есть выбор: использовать индикатор в жидком виде (например, для проверки кислотности почвы), или взять промокательную бумагу и, вымочить её в отваре.

Если был выбран 2-ой способ, то надо просушить промокательную бумагу.

Если был выбран 1-ый способ, то можно либо добавлять индикатор в водные растворы проверяемых веществ, либо добавлять в индикатор водные растворы проверяемых веществ.

Создание универсальной цветовой таблицы капустного рН а) Создание универсальной цветовой таблицы капустного рН для кислот:

Готовим сильноконцентрированный раствор лимонной кислоты.

б) Создание универсальной цветовой таблицы капустного рН для щелочей:

Готовим сильноконцентрированный раствор с гидроксидом натрия.

С помощью пипетки по капле добавляем его к 50 мл. отвара капусты

Определяем рН соединения с помощью универсальной индикаторной бумаги

Цвет раствора фиксируем, подбирая цветные карандаши.

в) Соединяем всю цветовую гамму рН капустного индикатора от 1 до 14 с шагом 1 и получаем универсальную таблицу рН для веществ.

Использование созданной таблицы для определения pH веществ

Для начала я выбрал самые распространенные стиральные порошки.

По очереди добавлял их в капустный индикатор (1 чайную ложку на 50 мл. раствора)

Наблюдал изменения цвета и сравнивал его с таблицей цветов рН капустного индикатора. (Приложение 2. Фотография « определение рН с помощью созданной таблицы»)

Результаты я поместил в таблицу:

Название стирального порошка Его pH

Детский гель для стирки 7

Вывод: Учитывая, что pH кожи человека - 5,4 - 5,9, наиболее безопасен для рук детский гель для стирки.

2) Таким же способом я проверил мыло.

Название мыла

Душистое облако 8

Вывод: Учитывая, что pH кожи человека - 5,4 - 5,9, наиболее подходит для рук мыло Dove.

3) зубные пасты.

Результаты я поместил в таблицу.

Название зубной пасты

SPLAT professional 6

Вывод: Учитывая, что слюна обладает pH от 5,6 до 7,6, можно сделать вывод, что все пасты неплохие, но, все же ближе к pH ротовой полости SPLAT professional.

4) средства для мытья посуды.

Результаты я поместил в таблицу.

Название средства для мытья посуды Его pH

Пемолюкс 8

Вывод: Учитывая, что pH кожи человека - 5,4 - 5,9, наиболее близко подходит к этому показателю Pril. Хотя все показатели очень близкие.

А затем я приступил к проверке грунта для определения кислотности.

Кислотность почвы значительно влияет на произрастающие плодово-ягодные, овощные и цветочные культуры. Поэтому, чтобы обеспечить хороший рост и развитие этих культур, необходимо знать кислотность почвы. От этого зависит урожай. Все почвы делят на сильнокислые, среднекислые, слабокислые, близкие к нейтральным, нейтральные, слабощелочные, щелочные и сильнощелочные. Приведенная классификация характеризуется величиной рН. Так при сильнокислой почве рН равен 4,5 и менее, при среднекислой - 4,6-5,0, при слабокислой - 5,1-5,5, при близкой к нейтральной - 5,6-6,4, при нейтральной - 6,5-7,3, при слабощелочной - 7,4-8,0, при щелочной - 8,1-8,5, при сильнощелочной - 8,6-9,5 и более.

Такие растения, как рододендроны, успешно произрастают на сильнокислых почвах; картофель, подсолнечник, щавель, дыня, кукуруза, земляника, гортензия метельчатая, крыжовник, вишня, яблоня предпочитают от среднекислой до близкой к нейтральной; большинство сортов роз - от слабокислой до нейтральной; лилии - от слабокислой до нейтральной; огурцы, томаты, редис, кабачки, капуста брюссельская и листовая, чеснок, лук, свекла, фасоль, репа, баклажаны, арония, цикорий, абрикос, виноград, черная смородина, сирень, хризантемы - от близкой к нейтральной до нейтральной; крокусы - нейтральную; свекла кормовая, морковь, лук репчатый, капуста кочанная и цветная, петрушка, спаржа, сельдерей, артишок, тюльпан - от близкой к нейтральной до слабощелочной.

Мы брали пробу грунта из этих мест:

Проба № 1.

Братиславский парк (холм)

Проба № 2.

ЦО №1458 (школьный двор).

Проба № 3.

Дюссельдорфский парк (клумба)

Проба № 4.

Ул. Марьинский парк (ближе к промзоне завода МНПЗ)

Проба № 5.

Парк 850-летия Москвы (Марьинский парк)

Проба № 6.

Улица Новомарьинская (возле дома 11)

Анализ почвы можно проводить так.

1. В разных местах участка берем образцы почвы. Образцы не смешиваем, помещаем в целлофановые конверты, или баночки.

2. Надписываем.

3. Почву (1 ст. ложку) заворачиваем в марлевый мешочек и опускаем в 50 мл. капустного отвара.

4. Сравниваем полученный цвет с созданной шкалой.

5. Находим такую же окраску и определяем величину рН.

Место, где взяты пробы грунта pH

Братиславский парк 7

Парк 850-летия Москвы (Марьинский) 7

Ул. Новомарьинская 6

Дюссельдорфский парк 7

Школа (ЦО №1458) 6

Ул. Марьинский парк (вблизи завода) 7

Заключение.

Проведенные исследования показали:

1. Краснокочанную капусту можно использовать как индикатор.

2. Кислотность почв не зависит от их места расположения.

3. Индикатор из краснокочанной капусты удобно и безопасно использовать в домашних условиях для определения рН бытовой химии с помощью составленной таблицы.

Я считаю, что моя работа имеет большое практическое значение. Подтвердив, что раствор индикатора из краснокочанной капусты вполне может заменить универсальную индикаторную бумагу - в домашних условиях можно использовать раствор краснокочанной капусты для:

1) определения кислотности почв, чтобы правильно сажать растения на даче и дома для успешного развития культур;

2) определение наиболее безопасных для организма человека веществ, используемых в повседневной жизни.

Дальнейшие исследования

В дальнейшем я собираюсь продолжить свои исследования. Их целью будет более подробное изучение других растительных индикаторов, для определения рН среды с помощью подручных средств.

Продолжаем тему простых и интересных опытов для детей . Надо сказать, что я была приятно удивлена интересом дочки к проведенным ранее опытам с водой. И, вдохновившись успехом предыдущей затеи, решила проводить новые эксперименты. На этот раз мы выбрали следующие опыты для детей:

— «чудеса» с соком краснокочанной капусты;

— прокалывание воздушного шарика;

— как надуть воздушный шарик химическим и физическим методами.

Опыты для детей с краснокочанной капустой

Краснокочанная капуста содержит в своем составе особые вещества «антоцианы», которые отвечают за окраску и по своей сути являются индикаторами кислотности, то есть способны изменять цвет в зависимости от того, в какую среду они попадают: кислую, щелочную или нейтральную.

Поскольку индикатор содержится в яркой части капусты, то мы капусту мелко порезали и залили ее кипятком.

Через полчаса, когда вода стала насыщенного темно-синего цвета, отделили капусту от жидкости с помощью дуршлага. В идеальном варианте раствор необходимо было отфильтровать через фильтровальную бумагу. Но отсутствие последней никак не сказалось на результатах опыта. Полученный раствор разлили по стаканчикам и стали добавлять в него различные по кислотности вещества. На глазах у дочки происходили «чудеса».

Результаты вы видите на фото:

  1. При добавлении уксуса раствор окрашивается в ярко розовый цвет.
  2. При добавлении газированной воды, содержащей угольную кислоту, раствор окрашивается в фиолетовый цвет;
  3. При добавлении нашатырного спирта, раствор становится зеленым.
  4. При добавлении соды, раствор становится голубым.

В центре стаканчик с первичным раствором.

Дочке опыты с изменением цвета очень понравились, она еще долго смешивала содержимое стаканчиков. Забракованным остался только зеленый раствор из-за своего специфического запаха.

Подробнее про антоцианы и кислотность (ph) в этом видео:

Опыт для детей «Воздушный шар»

Суть опыта заключается в том, что газ (воздух) при нагревании расширяется и занимает больший объем, а при охлаждении сжимается. Собственно, по такому принципу летают воздушные шары.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Мы взяли пластиковую бутылочку из-под йогурта и на горлышко надели воздушный шарик. Также подготовили две миски: с горячей и ледяной водой (в холодную воду из-под крана добавили кубики льда). Поместив нашу бутылку в горячую воду и подождав несколько минут, никакого результата мы не увидели. Шарик упорно не хотел надуваться. Для достижения своей цели мы переместились на плиту. В конце концов, шарик наполнился воздухом только через некоторое время после закипания воды и оставался надутым только в кипятке.

Дальше бутылочку поместили в ледяную воду. В этом месте результат удивил даже меня. Шарик не только сдулся, а втянулся внутрь бутылки, и сама пластиковая бутылочка сплющилась по бокам. Опыт повторяли дважды и убедились, что газ (воздух) действительно может расширяться и сжиматься в зависимости от температуры.

Этот эксперимент дочке понравился, поскольку все наглядно и понятно. Но мне греть бутылочку в кипящей воде показалось сомнительным удовольствием.

Опыт для детей «Надуваем шар»

В этом интересном опыте для детей , действующими лицами остаются бутылочка и . И еще добавляется сода и уксус. Суть опыта в том, что при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик. Здесь главное — успеть быстро надеть шарик, пока весь углекислый газ не улетучился. Со второй попытки у нас получилось. Воздушный шарик надулся лучше, чем в предыдущем эксперименте.

Для надежности шарик можно примотать (скотчем, изолентой, веревкой), так как по мере роста давления внутри шарика, часть углекислого газа пыталась выйти через основание воздушного шарика. Мы же просто придерживали рукой, поэтому шарик в ходе эксперимента понемногу сдувался.

Опыт для детей «Воздушный шарик и игла»

Для этого опыта понадобиться наш многострадальный шарик и толстая игла или спица. Спицы у нас не оказалось, поэтому взяли цыганскую иглу. Суть опыта заключается в следующем: при осторожном прокалывании шарика иглой в месте наименьшего напряжения (самые темные места: серединка и место завязывания), шарик не лопнет. Резина плотно приляжет к игле и воздух выходить не будет.

Честно говоря, я была на 90% уверена в провальности этого опыта. Еще и дочка недоумевала, зачем мама собирается прокалывать шарик. Но дух авантюризма взял свое! Результат вы видите на фото.

Игла благополучно торчит в надутом шарике и воздушный шарик при этом не собирается лопаться.

Вот здесь много вопросов возникло у дочки:

  • Почему шарик не лопнул, ты же говорила, что от острого лопается?
  • Почему лопались мои предыдущие шарики?

Я дочке ответила, что в местах наименьшего напряжения (где мы прокалывали) шарик такой же, как и сдутый. А в местах наибольшего напряжения (самые светлые), воздух раздувает шарик и стремится выйти наружу. Если в таком месте появится дырочка, воздух будет быстро выходить и разрывать дырочку все сильнее, пока шарик не лопнет. Мне такое объяснение показалось доступным трехлетке. Дочка осталась довольна, и мы надули еще один шарик, но уже для .

Вот такие интересные опыты для детей мы проводили с дочкой дома.

А вы пробовали проводить опыты вместе с детьми? Расскажите в комментариях!

XI городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Секция: естествознание

Название работы:

Индикатор из краснокочанной капусты.

Коваль Егор Спартакович

г. о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс

Научный руководитель:

Молева Тамара Ефимовна

учитель начальных классов, МБУ лицей №51

Тольятти

ВВЕДЕНИЕ

История возникновения и вид индикаторов.

Практическая часть.

1. Приготовления индикатора из краснокочанной капусты.

2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ИНДИКАТОР ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ.

г.о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что свойства растительных объектов могутбыть использованы для применения в разных областях науки, таких как химия, биология и медицина.Меня заинтересовало, можно ли с помощью капустного отвара в домашних условиях определять среду веществ, которые мы часто используем.

Предмет исследования – краснокочанная капуста.

Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность приготовления и дальнейшего использования индикатора из краснокочанной капусты в домашних условиях.

Задачи проекта:

Что такое индикатор?

Для чего нужны индикаторы?

Можно ли приготовить индикатор из природного сырья?

Как меняется цвет растительного индикатора в различных средах?

Гипотеза исследования. В качестве индикатора в домашних условиях безопасно, удобно и доступно использовать отвар краснокочанной капусты.

Методы и приемы работы:

· ознакомиться с методикой проведения опытов;

· приготовить растворы индикаторов из природного сырья;

· изучить изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды;

· соблюдать правила техники безопасности во время химического эксперимента.



История возникновения и вид индикаторов

Индикатор - прибор (устройство), отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого технического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком. Применяют индикаторы визуальные, акустические, тактильные и др. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

Индикатор в химии - это вещество, которое изменяет свой цвет при добавлении к нему кислоты или щёлочи. Щёлочь является противоположностью кислоте. Растворы, не являющиеся ни кислотой, ни щёлочью, являются нейтральными. Чистая вода нейтральна. В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять. Соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствам индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

История индикаторов начинается в XVII веке. Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля. В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором.

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья. Исходным сырьем могут служить все ярко окрашенные плоды и растения (цветы мальвы, ириса, темные тюльпаны или анютины глазки, а также ягоды малины, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, свеклы, плоды крушины и черемухи), так как в них содержится природный краситель антоциан, придающий растениям яркий цвет. Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.

Практическая часть

Приготовление индикатора из краснокочанной капусты.

Нам потребуются:

· Половина небольшого кочана красной капусты

· Кастрюля

· Воронка

· Небольшая ёмкость

Для приготовления растительного индикатора нужно выделить из листьев краснокочанной капусты фиолетовый пигмент. Измельчить краснокочанную капусту, положить в кастрюлю, залить её водой так, чтобы чуть покрыть капусту и кипятить в течение 20 минут. Жидкость станет тёмно-фиолетовой. Полученный отвар охладить и профильтровать. С целью предохранения от порчи, в полученный фильтрат добавить спирт (рис. 1-4).

2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах»

Нам потребуются:

· индикатор

· уксусная кислота (кислая среда)

· пищевая сода (щелочная среда)

· небольшие ёмкости

Тёмно-фиолетовый индикатор разбавляем водой до синей окраски, чтобы происходящие изменения цвета в кислой и щелочной среде были более заметны (рис.7,8). Наливаем индикатор в две ёмкости, в первую добавляем уксусную кислоту - цвет индикатора поменялся на красный, а во вторую - пищевую соду, цвет стал зелёным. В кислой среде цвет индикатора меняется на красный, а в щелочной становится зелёным. В нейтральной среде (вода) цвет индикатора остаётся сине – фиолетовым (рис. 9-13).

Для наглядности занесём результаты эксперимента в таблицу:

ВЫВОД

Проведя научно-исследовательскую работу, я пришёл к следующим выводам:

Природные растения обладают свойствами индикаторов, способные изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

Раствор растительного индикатора можно использовать для определения среды различных веществ в домашних условиях.

Я считаю, что моя работа имеет большое практическое значение. Подтвердив, что раствор индикатора из краснокочанной капусты вполне может заменить универсальную индикаторную бумагу - в домашних условиях можно использовать раствор краснокочанной капусты для:

1) определения кислотности почв, чтобы правильно сажать растения на даче и дома для успешного развития культур;

2) определение наиболее безопасных для организма человека веществ, используемых в повседневной жизни.

А так же отметил важные пункты по соблюдениютехники безопасности:

Проводить эксперимент под наблюдением взрослых;

Не пробовать неизвестные жидкости;

При попадании веществ на кожу или в глаза, немедленно промыть большим количеством воды, при необходимости обратиться к врачу;

Не проводить эксперимент вблизи открытого огня и электроприборов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. В. Иген и Н. Чемпион. Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. – М.: Издательский Дом ОНИКС, 2000.

2. С. Стефанович, Дж. Иванофф, П. Тейлор. 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь. –Australia: Hinkler Books Pty Ltd, 2009.

3. http://tnu.podelise.ru/docs/index-378213

Осень — пора сбора урожая. Вот мы привыкли в садик нести поделки из природных материалов и все такое, а я предлагаю немного поэкспериментировать с очаровательным украшением капустной грядки.

Для экспериментов было решено использовать краснокочанную капусту. У детей была идея изучить подробнее «Почему мы плачем от лука», но мама Галя не согласилась. Поэтому проведем яркий опыт по изменению цвета капустного сока.

Это не первый эксперимент с такой капустой. Мы как-то окрашивали яичницу в зеленый цвет с помощью капустного сока. Не будем много писать, а приступим к делу.

Как добыть капустный сок для исследований?

Вероятно специалисты смогут предложить много различных вариантов. Мы использовали самый простой.

  1. Натерли капусту на терке
  2. Залили горячей водой на 30 минут
  3. Отжали

Хочу сделать небольшое замечание. Жмых от капусты имеет не очень приятный запах, поэтому, если вы не используете его в пирожки))) то перед тем, как отправить в мусорное ведро, положите в пакетик и крепко завяжите.

А теперь сам эксперимент с соком краснокочанной капусты

Разлили сок по стаканчикам. Цвет очаровательно сиреневый, даже прозрачно фиолетовый... Очень красивый.

Необходимо заранее приготовить следующие ингредиенты:

Это то что мы брали. Вы же можете разнообразить этот перечень. Например, взять лимонную кислоту, или уксусную эссенцию. Но под присмотром взрослых!!!

А теперь остается только сдерживать детей. Ведь им хочется скорее все насыпать, и перемешать.

Посмотрим слева на право какие ингредиенты в наших коктейлях изменили цвет:

  • Голубой — мыльный раствор
  • Розовый — уксус
  • Малахитовый — нашатырь
  • Синий — сода
  • Зеленый — стиральный порошок

Очень яркие цвета получились.

Конечно, Макар не мог успокоиться, и в розовый стаканчик добавил соду. И в итоге получился маленький шипящий вулканчик. А Макарчик очень их любит))

В данном опыте сок капусты выступает индикатором, то есть меняет цвет при взаимодействии с разными веществами.

Экспериментируйте и обязательно присылайте ваши фотографии в фотогалерею «Мой любимы опыт ». А там каждый месяц новые подарки для участников.