Гороховые фантазии, конспект занятия по лепке из соленого цветного теста. Лепка из соленого теста – увлекательное занятие для детей и взрослых. Из опыта работы.ДОУ

Занятие в кружке "Соленое тесто"

Клочкова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Соленое тесто».
Тема занятия: «Приди, весна красная»
Цель занятия: знакомство с обрядом встречи весны через изготовление птицы-жаворонка из соленого теста.
Задачи:
формировать и развивать умения детей лепить из соленого теста;
развивать творческие способности, моторику мелких мышц рук, словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям предков, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: стек, кисти, баночка для воды, краски, фольга, шаблоны, дощечки, образец объекта труда, выставка работ из соленого теста, выпечка, компьютер, экран, медиапроектор.
Ход занятия.
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие называется оно "Приди, весна красная!" А почему оно необычное? Посмотрите в окно, вспомните какое время года наступило? Весна! Мы всегда ждем ее с нетерпением. Но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Мы постараемся сегодня на занятие слепить сказочную птицу, для того чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, чтобы совершить обряд закликания весны.

3. Новая тема.
а) Вступительное слово учителя.
Приди, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
На нашем столе недаром лежат пироги, блины, а еще с ними же лежат поделки.

Как вы думаете, что их объединяет? (мука, тесто) Правильно.
В честь Весны из года в год устраивались праздники, торжественные встречи, которые сохранились и в наши дни. В масленичную неделю пекут блины - олицетворение солнышка, ими встречают весну, провожают зиму.
9 марта с давних времен считается днем прилета птиц - жаворонков. Раньше в этот день детишки в деревне собирались гурьбой, приносили с собой птиц - куличков, испеченных из теста, привязывали их к высоким палкам и, размахивая ими, кликали, звали Весну.

б) Практическая часть.
Для того чтобы совершить обряд закликания весны нужно слепить птичку-жаворонка (показ образца).

Перед детьми лежат дощечки с раскатанным тестом, шаблоны, стек, баночка с водой, кисточки, краски.
Инструктаж детей учителем по лепке птицы.
Ребята, сейчас мы с вами будем лепить птичку. У вас на партах тесто. Одна часть теста раскатана, по шаблону при помощи стека из него вырежете детали птицы - хвост и крылья. После чего переместим его на фольгу. Возьмите вторую часть тесто в руки. Помнем его. Ощутим его теплоту, нежность, пластичность. Из второй части теста мы сделаем остальные части птицы - голову, туловище и другие мелкие детали. Все детали между собой мы склеим при помощи воды и кисточки. И оставим сохнуть.
Инструкция по технике безопасности.
1.Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
2.Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
3.Голову слегка наклонить вперед.
4.Нельзя опираться грудью на стол.
5.Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
6.При работе не следует ставить локти на стол.
7.Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
8.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
9.При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек и рук в глаза.
10. Надевайте спецодежду.
11. Перед работой наложите на порезы и царапины повязку или лейкопластырь.
Во время лепки мы будем слушать музыку П.И. Чайковского "Песня жаворонка", в ней он передал необыкновенную трель этой удивительной птички.
Самостоятельная работа учащихся. Звучит музыка П.И. Чайковского "Песня жаворонка"
Текущий инструктаж учителя и помощь учащимся.
Дополнительная информация для детей.
И поделки из соленого теста, ребята, очень древняя традиция. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. Но, конечно, изделия приготовленные из обычного теста долго не могли храниться, поэтому и придумали соленое тесто. Из этого теста они хранятся долго и служат украшением домашнего быта.

в) Анализ работ учащихся.
- Сейчас я всех попрошу выйти со своими птицами ко мне. Наконец дело дошло до нашего обряда о котором мы говорили в самом начале урока. Давайте вытянем свои ручки с птичками к солнышку и проговорим закличку.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Мне хотелось бы сказать и об особенностях встречи весны наших предков - мордвы. Особую группу мордовских обрядовых песен составляют произведения весенне-летнего цикла: песни, посвященные призыву весны, масленичные, великопостные, Вербного воскресенья, а также песни, посвященные проводам весны.
У мордовского народа этот цикл начинается 1 марта и продолжается до Петрова дня. Выпекались пироги в виде ласточек, в некоторых районах в виде жаворонков.
В момент обрядового моления их поднимали на крыши домов, сараев и заклинали приход весны пением веснянок. По утверждению мордовского ученого М.Е. Евсевьева, большая часть этих песен-веснянок пелось по вечерам молодежью, главным образом девушками.
Таким образом дети своими песнями веселили всю деревню, после чего съедали испеченных птичек, а «головы» оставляли мамам, чтобы «уродился высокий лен». Была примета – как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лён. Какова голова у птички – таким головастым будет лён. Иногда в тесто печенья клали какие-нибудь предметы: монету, кольцо, пуговицу, сладости. По попавшемуся предмету гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, монета – достаток, пуговица – счастье, сладкое - удачный год, зерно - светлая голова. Давайте и мы с вами испытаем свою судьбу на этот год. Откусите испеченного жаворонка и посмотрите, кому что досталось.
4. Рефлексия.
Какие красивые работы из соленого теста у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались.
- Ребята, вам понравилось работать с соленым тестом?
- Что вы узнали сегодня нового из нашего занятия?
Мне очень понравилось наше занятие. Вы все очень дружно и организованно сегодня работали. Мы успели, и попеть, и полепить, и ознакомились обрядом зазывания весны. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда на занятиях были такие дружные и все успевали.

Ульяна Ахматова

Цели и задачи :

продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости .

раскатывать пласт, пользоваться шаблоном (рыбки вырезаются из плотного картона) ;

работать стекой;

воспитывать аккуратность;

развивать творчество, фантазию.

Материалы и оборудование :

Соленое тесто (готовим заранее) ,картон, обтянутый фольгой (работаем именно на нем) , стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок (можно 2-3 разных, дети выбирают по желанию) , подручные инструменты : формочки для вырезания (мы использовали маленькие формочки для печенья) , колпачки от фломастеров, кондитерское колёсико, и т. п., стаканчики с водой, кисточки.

ПРИМЕЧАНИЕ : НЕОБХОДИМО КАЖДУЮ ДЕТАЛЬ ПРИ СКЛЕИВАНИИ СМАЧИВАТЬ ВОДОЙ (иначе при высыхании они могут отпасть) !

Обязательно повторить правила техники безопасности.

Воспитатель :

Ребята, отгадайте загадку :

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

В.: - Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей - Рыбы) .

Молодцы! Сегодня мы с вами будем лепить рыбку , но не простую. А украшать вы ее будете, как захотите. Педагог обращает внимание на доску (на доске образцы рыбок, распечатанные картинки обязательно должны быть цветными): Посмотрите, какие разные и красивые рыбки могут у вас получиться.

В.: - Чтобы создать такую красивую поверхность можно использовать самые разнообразные подручные средства : стеки, колпачок от фломастера, пуговицы, формочки. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны - красивую снежинку. Можно наклеить на тело рыбки маленькие фигурки , шарики, их вы можете слепить сами, тоже получится очень красиво.

(Работа выполняется последовательно по технологическим картам совместно с педагогом)

1. Берем кусок теста скатываем в шар , расплющиваем его и раскатываем пласт (на фольге) .

2. Прикладываем шаблон, аккуратно при помощи стека вырезаем рыбку (Педагог помогает детям, которые затрудняются выполнить задание)

3. Сглаживаем края при помощи стека или влажной кисточки.

4. Сделаем сверху два отверстия для веревочки обратной стороной кисточки. При помощи стеки делаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.

5. Лепим глазки, скатав шарики из теста .

6. Шарики меньшего диаметра приклеиваем на большие.

7. Обратной стороной кисточки нажимаем на шарики, делая зрачки.

8. При помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа . Если кто-то хочет украсить свою рыбку , можно сделать маленькие шарики из теста и приклеить их к телу рыбки ; можно вырезать с помощью формочек разные фигурки и украсить рыбку . Не забываем смачивать каждую деталь водой.

9. Раскатываем тонкую колбаску из теста , приклеиваем ротик рыбке .

10. Делаем оттиск на хвосте, продавливая линии.

11. Рыбки готовы ! Осталось только высушить.

Сушить примерно неделю или больше.

Подведение итогов занятия :

Анализ работ.

В.: - Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие . Посмотрите, какие замечательные рыбки у вас получились .

Молодцы! На следующем занятии мы будем раскрашивать рыбок гуашью, покроем их лаком и привяжем веревочки, чтобы вы смогли их повесить на стену.



Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке из соленого теста группы «Друзья для Зайки» Конспект НОД по лепке из соленого теста группы зпр-2 «Солнышко» «Друзья для Зайки» Тема: «Друзья для Зайки» Цель: Формировать интерес.

Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Цель: Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу. Задачи: образовательные: Обучать детей модульной.

Программное содержание:-Учить детей создавать образ животных (лепить из соленого теста) -Развивать чувство формы,пропорций,глазомер,согласованность.

Конспект занятия по лепке из соленого теста во второй младшей группе «Солнышко лучистое» Конспект занятия по лепке из соленого теста во 2 младшей группе на тему «Солнышко лучистое» Составила: воспитатель МАДОУ №1 г. Кызыла Кошелева.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Старшая группа

Образовательная:

1. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета;

2. Учить украшать изделия налепами (розочками, «жгутиками»);

3. Учить расписывать изделия гуашью;

4. Учить сохранять правильную осанку при лепке, не горбиться, не наклоняться низко над столом.

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к лепке из соленого теста;

2. Развивать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание;

3. Развивать мелкую моторику пальцев;

4. Развивать разговорную речь;

5. Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать свое рабочее место;

2. Воспитывать уважение к профессии кондитера.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки по количеству детей, гуашь, кисточки, непроливайки, картинки кондитерских изделий.

Предварительная работа : беседа о профессии кондитера, просмотр картинок кондитерских изделий, знакомство с тестом.

Ход занятия

Воспитатель:

Послушайте стихотворение.

Пеку я всевозможные:

Торты и пирожные.

Их надо печь искусно,

Чтоб было очень вкусно.

Кто мог произнести эти слова, дети?

Дети: Кондитер.

Воспитатель: Да, дети, это кондитер. А кто мне скажет, что может приготовить кондитер?

Дети: Пирожные, торты, пряники и т.д.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие сладости мы с вами любим? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а из чего готовят тесто? (ответы детей).

А какое бывает тесто? (песочное, слоенное, сдобное).

Что можно приготовить из сдобного теста? (ответы детей).

Показ картинок кондитерских изделий. Воспитатель обращает внимание ребят на то, как они украшены.

А ещё дети, есть солёное тесто, из него делают поделки. И мы будем работать сегодня с солёным тестом.

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что наша группа- это кондитерский цех, а мы с вами настоящие кондитеры. Мы приготовим для кукол угощение. Пройдите на свои места. У вас на столе лежит кусочек теста. Его необходимо разделить на несколько частей. Из самого большого куска вы слепите торт, а оставшиеся кусочки используете для его украшения (слепите розочки, «жгутик»).

Дети работают с тестом, во время работы оказывается индивидуальная помощь ребятам, у которых возникают затруднения.

Готовые изделия расписывают гуашью.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, где вы сегодня были? Что вы делали?

Что вам понравилось больше всего?

Солёное тесто - удивительно пластичный материал для лепки. История соленого теста уходит вглубь веков и тесно переплетается с обрядами и верованиями древних славян. В настоящее время подарки и сувениры, сделанные в этой технике, пользуются большим спросом. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работа с соленым тестом. Рыбка».

Цели занятия:

Познакомить ребят с искусством лепки из соленого теста, с возможностями соленого теста;

Познакомить с историей соленого теста, показать роль фигурок из теста в жизни древних славян;

Развивать умения работать с пластичными материалами, выполнять из них простые фигурки;

Развивать навыки работы с трафаретом, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес истории, к народному творчеству.

Ход занятия:

Ребята, возьмите в руки кусочек теста. Помните его. Попробуйте придать ему какую-то форму. Чем оно отличается от пластилина?

Тесто - удивительно пластичный материал для лепки: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто - материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.

  1. История соленого теста.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди поклонялись богам природных стихий. Они не могли объяснить происхождение дождя, грома, молнии, почему день сменяется ночью, а ночь днем. Они очень сильно зависели от природных стихий, ведь, чтобы уродился урожай, нужно солнце, тепло и достаточно влаги. А если лето будет засушливым? Наши предки были глубоко убеждены, что необходимо задабривать стихии. И если они окропят землю водой, то непременно пойдет дождь, а если напекут целое стадо фигурок животных из теста, то увеличится поголовье скота, а также увеличится дичь в лесах.

У наших предков, славян, в древности год начинался в марте, и, чтобы зазвать весну поскорее в гости, выпекали из теста фигурки различных птиц и животных, так называемых жаворонков. Дети с «жаворонками» залезали на крыши сараев и деревья, чтобы призвать теплую весну из далеких краев. А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях. На берегах рек разжигали костры и водили хоровод с песнями да прибаутками. Праздник заканчивался сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

Как вы думаете, что это был за праздник? (Масленица).

Такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста, они играли роль оберега дома. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Также изделия из теста использовались как детские игрушки.

Сегодня, работая с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия - тестопластика, мукосолька!

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.
Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.


Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из соленого теста довольно тяжелые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров. Поэтому объемные композиции и панно не должны быть очень большими.

  1. Рецепт соленого теста:
  • 1 стакан соли
  • 1стакана воды
  • 2 стакана муки
  1. Способ приготовления.

Сначала растворить соль в воде, затем – добавить муку. Можно добавить 2 столовые ложки растительного масла. Замешивать до тех пор, пока тесто не станет достаточно плотным, эластичным. Оно не должно прилипать к рукам.

Изделия из теста можно красить гуашью или акварельными красками.

Готовое изделие сушат. Можно – на воздухе, можно – в духовке. Оно должно хорошо просохнуть, иначе может начать портиться изнутри. Затем их покрывают лаком.

  1. Инструменты и приспособления.
  1. деревянная скалка для раскатывания соленого теста.
  2. стеки - маленькие пластмассовые ножички, которые продаются в наборах с пластилином. Они бывают разной формы - с рельефными зубчиками на конце или с ровными краями, как у обычного ножика;
  3. плоская расческа;
  4. различные формочки для выпечки печенья;
  5. чеснокодавилка;
  6. ситечко для заварочного чайника;
  7. зубочистки;
  8. мягкая кисточка;
  9. стакан с водой (для склеивания деталей между собой);
  10. шаблоны-заготовки элементов изделия.
  1. Инструктаж по техники безопасности.
  1. Солёное тесто - несъедобно!
  2. Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами.
  3. После работы обязательно надо вымыть руки с мылом.
  1. Сегодня мы с вами попробуем создать небольшую композицию с рыбкой.
  1. Расплющить кусочек теста, сделать его плоским.
  2. Наложить трафарет, стекой вырезать фигурку рыбки.
  3. Аккуратно переложить её на основу композиции – картон, края обработать пальчиком, смоченным водой.

Рваные и неаккуратные края изделия смотрятся не эстетично и портят весь его вид!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема:Фантазии из соленого теста

Цель урока: научить детей изготавливать шаблон снежинки и лепить из солёного теста

по этому шаблону новогодний подарок. Закрепить приёмы лепки овал, шар,

прищипывание, соединение деталей поделки между собой.

Задачи урока:

Учебные:

Изготовить несложный шаблон снежинки из

Научить детей вырезать по шаблону контур

снежинки.

Формировать умения и навыки работы с соленым

Украшать снежинку из солёного теста различными

материалами.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся:

любовь к природе;

желание наблюдать за объектами природы;

аккуратность и трудолюбие;

стремление закончить начатое;

творческое начало в деятельности ребенка.

Развивающие: Развивать у учащихся:

психические познавательные процессы

(восприятие, внимание, память, наглядно- образное

и логическое мышление, речь);

художественный вкус и творческие способности;

эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.

Тип урока:сообщение нового материала, комбинированный с использованием ИКТ -

технологий.

Методы: наглядный, словесный, проблемный, метод самостоятельной работы.

Материалы и оборудование

Для учителя: Образец изделия. Фотографии сувениров из солёного теста. Иллюстрации

произведений декоративно- прикладного творчества из солёного теста. Проектор.

Компьютер. Презентация Power Point.

Для учеников:соленое тесто, стеки, баночки с водой, кисточки, акварельные краски,

бусины, бисер, деревянные зубочистки, колпачки от фломастера, влажные салфетки,

бумага, ножницы, карандаши, прямоугольные треугольники, валики для раскатывания

теста, целлофановые пакеты для теста.

Межпредметные связи:литература, окружающий мир, изобразительное искусство,

технология.

План урока:

I. Организационная часть.

II. Настрой на мотивацию.

Сообщение педагога: “Из истории изделий из

солёного теста у разных народов”.

Решение кроссворда.

Разгадывание загадки.

III.Весёлая физкультминутка.

IV. Практическая работа:

Повторение правил техники безопасности при

Изготовление шаблона снежинки из бумаги.

Лепка снежинки из солёного теста.

V. Рефлексия.

VI. Завершение. Церемония на сплочение детского коллектива

Ход урока

Доска оформлена фотографиями народных поделок из соленого теста. На рабочих столах

–наборы для работы с соленым тестом, клеенка. Форма одежды –школьный костюм и

рабочий фартук.

I.Организационная часть.

Проверка готовности к уроку.

II. Настрой на мотивацию:

1.Сообщение педагога: “Из истории изделий из солёного теста у разных народов”.

По оформлению доски вы, ребята, догадались, что сегодня мы будем делать какой- то

сувенир из соленого теста. Когда- то давным- давно, в седую старину, люди начали лепить

хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Из теста

выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и

воды являлось стариннымобычаем, и применялось для выполнения фигурок в

религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из

соленого теста в церемониях преклонения перед своими божествами. В Германии и

Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские

сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы

вывешивались в проемах окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения

приносят хозяевам дома удачу и благоденствие (Слайд 2). В Греции и Испании во время

торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные

пышными орнаментами (Слайд 3). В странах Восточной Европы, в Польше, Чехии

популярны большие картины из теста. Такие картины не раскрашиваются и имеют

обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным (Слайд 4). Когда

главным символом Рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста

рождественские украшения, баранки, пряничные “козули”, которыми одаривали своих

друзей и родственников в знак любви и уважения. Для сохранения украшений от поедания

мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло

соленое тесто. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных,

так называемых “жаворонков”, с которыми встречали весну. На Руси изделия из муки и

соли (мукосольки или хлебосольки) пошли с севера страны. “ Дарю вам мукосол, чтобы

были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили на праздники в русских

деревнях (Слайд 5). Хотя поделки из тестаочень древняя традиция, но и в современном

мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто в последние годы

стало очень популярным материалом для творчества: оно очень эластично, его легко

обрабатывать. Это экологически чистый материал, приятен для рук, практически не

оставляет грязи. Работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

2. Решение кроссворда:

Сегодня мы займемся лепкой из соленого теста, но вот что мы будем лепить и зачем, мы

узнаем, разгадав следующий кроссворд: (Слайд 6,7)

Кроссворд

1.В новой стенке, в круглом окне, днем стекло

разбито, а за ночь вставлено.

2.Какой это мастер на стекла нанес и листья, и

травы, и заросли роз?

3.Зимнее стекло весною потекло.

4.Начинает календарь месяц с именем...

5.Зиме начало, году конец.

6. С неба – звездой, в ладошку – водой.

7.Человечек непростой: появляется зимой, а весною

исчезает, потому что быстро тает.

Разгадав кроссворд, мы выяснили, что будем лепить из соленого теста подарки к Новому

году, но что именно? Разгадаем для этого загадку.

3. Разгадывание загадки.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке.

Конечно, мы будем лепить снежинки. Посмотрите ребята на фотографии. Это снежинки

под микроскопом. Какие удивительные, красивые узоры и ни одного похожего. (Слайд 8)

III.Весёлая физкультминутка.

А сейчас перед работой разогреем руки пальчиковой гимнастикой. Читаем дружно хором

(Слайд 9)стихотворение и в такт сжимаем пальчики:

“Мы тесто месили, мы тесто месили.

Нас тщательно всё промесить попросили.

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём”.

IV. Практическая работа:

1. Повторение правил техники безопасности при работе.

Прежде чем мы начнем работать, вспомним правила техники безопасности при работе с

ножницами (Слайд 10)

Храни ножницы в указанном месте, в

определённом положении.

Клади на стол так, чтобы они не свешивались на

край стола.

Не держи ножницы острыми концами вверх.

Не оставляй их в раскрытомвиде.

Не режь на ходу.

Передавай ножницы закрытыми, держа за рабочую

часть, кольцами от себя.

И правила техники безопасности при работе с соленым тестом:

При работе с соленым тестом избегайте попадания

крошек в глаза.

Будьте осторожны при работе с острыми

режущими инструментами.

Ноги должны твердо опираться всей подошвой об

Корпус нужно держать прямо или слегка

наклонить вперед.

2. Изготовление шаблона снежинки из бумаги.

Сначала приготовим шаблон из бумаги, по которому будем делать наш подарок -

снежинку. Согнём лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. Приложим к сгибу

острый угол прямоугольного треугольника и проведём карандашом линию, внимательно

посмотрите, как это показано в презентации (Слайд 11). Согнём бумагу по этой линии и

ещё один раз,как показано в презентации (Слайд12). Карандашом нарисуем несложный

узор, по которому вырежем снежинку. Развернём бумагу, у нас получился шаблон

снежинки, у каждого свой, неповторимый (Слайд13).

3. Лепка снежинки из солёного теста.

Для работы нам понадобятся инструменты и приспособления (Слайд14), лежащие у вас на

столах, и соленое тесто, которое вы заранее приготовили дома по следующей рецептуре: 2

стакана муки, 1 стакан соли “Экстра”, 1 стакан воды (Слайд 15).

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста. Из теста лепят почти так же, как из

пластилина или из глины. Шарики катают в ладошках или на столе. Если шарик не

получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. Для того, чтобы прикрепить

один кусочек теста к другому, используется вода. Необходимо брать немного воды, чтобы

тесто не размякло и не липло к рукам. Аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем

только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь. Поверхность теста на

воздухе очень быстро сохнет, поэтому на рабочем столе тестодолжно находиться в

плотно закрытых целлофановых пакетах. Каждый раз берите столько теста, сколько вам

нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.

Шаг 1. Скатаем шарик в ладошках или на столе.

Шаг 2. Раскатываем шарик теста в лепёшку до

толщины примерно 5 мм.

Шаг 3.Приложив шаблон к тесту, аккуратно по

контуру вырезаем стекой снежинку. Ведите стеку

медленно и плавно, чтобы на краях разреза не

образовывались трещины (Слайд16).

Шаг 4. Украшаем снежинку, выдавливая ручкой

узоры и “впечатывая” в тесто бисер, стеклярус,

кнопки (Слайд17). Делать это надо сразу же после

лепки, иначе тесто покроется корочкой и вместо

отпечатков получатся некрасивые проломы.

Обычно элементы из соленого теста хорошо

прилипают друг к другу. Но иногда (например,

когда один из элементов уже засох) место

соединения надо предварительно смочить водой с

помощью мягкой кисточки. Это необходимо

делать и в том случае, если вы хотите добавить

какие- нибудь детали к уже подсохшему изделию.

Кстати, таким же образом можно починить

разбившиеся изделия.

Шаг 5. Делаем стержнем от ручки дырочку для

крепления снежинки на ленточку.

Шаг 6. Акварельными красками можно слегка

раскрасить снежинку (Слайд18).

Шаг 7. Даем снежинке подсохнуть в естественных

условиях до следующего занятия.

V. Рефлексия.

Какиезнания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии?