Кошерные продукты: взгляд православного богослова. Кошерная еда: что это

Все слышали о том, что есть кошерные и некошерные продукты, но в чем разница и как отличить их на полках магазинов, знают не все. Кошерные продукты – это рекомендованные Торой полезные продукты питания для тех, кто соблюдает предписанные верой законы питания. Для человека, который далек от этой веры, все продукты одинаковые, и может показаться, что евреи едят очень небольшой процент того, что лежит на полках продуктовых супермаркетов. Однако среди кошерных продуктов больше всего именно полезных и диетических, поэтому стоит поближе ознакомиться со списком кошерных продуктов и научиться их отличать от некошерных.

Что такое кошерные продукты

Кошерное питания – это основа питания стран, которые исповедуют иудаизм. Иудейское право галаха разрешает или запрещает к употреблению те или иные продукты, исходя из этого закона все употребляемые продукты делятся на кошерные и некошерные. Если вы придерживаетесь принципов питания по Кашруту, тогда вам нужно внимательно изучить все правила разделения продуктов питания на кошер и некошер.

Первое, что следует знать – это разделение продуктов на три основные группы. Первая – это разрешенные, или кошерные продукты, вторая – запрещенные, некошерные и третья группа продуктов называется псуль, или несъедобные согласно Кашруту продукты. Например: бананы кошерные, а мясо мидий некошерное. Но банановая шкурка – это псуль, несъедобный продукт.

Все кошерные продукты также разделяются на три основные вида: басар – мясные продукты, халяв – и молочные продукты, а также парвэ – туда входят все остальные продукты (фрукты, хлеб и т.д.).

Басар – это мясо только кошерных животных, которые обязательно проходили вакцинацию против бешенства . Чтобы определить, что животное кошерное и его мясо можно употреблять в пищу, нужно знать форму копыт животных. Если у животного раздвоенное копыто и оно жует жвачку, то его мясо можно употреблять в пищу, оно кошерное. Это жвачные парнокопытные корова, овца, коза и лошадь. Свинина не кошерная, так как жвачку не жует, но имеет парные копыта.

Вся птица, которая была выращенная в домашних условиях, пригодная в пищу, то есть кошерная. Это домашние куры, гуси и утки, а также мясо голубей и индеек. Яйца домашних птиц также можно употреблять в пищу, но при этом смотреть на их форму. Считается кошерным только то яйцо, где один конец тупой, а второй острый. Как правило, куриные яйца всегда попадают в категорию кошерных яиц.

– это целый раздел гастрономии, полезные продукты для питания детей и взрослых. Однако следует разделять их на кошерные и некошерные. По правилам Кашрута, употреблять в пищу можно только ту рыбу, которая имеет чешую. Это вся речная рыба, а также красная рыба – семга, и другие виды рыбы с чешуей. Однако кальмары и мидии, а также креветки и другие морепродукты уже не могут быть пригодными в пищу и кошерными продуктами, поскольку не имеют чешуи.

Молочные продукты кошерные только том случае, если их дало кошерное животное. То есть привычное для нас коровье молоко и продукты из него сразу же можно считать кошерными и употреблять в пищу. Но если вы сомневаетесь, кошерный продукт или нет, смотрите на упаковку. Все израильские продукты имеют на упаковку обозначение о пригодности и кошерности, а также многие супермаркеты открывают отдельные отделы с кошерными продуктами.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»

Кошерные продукты – что это такое?

Кошерное питание составляет основу рациона стран, исповедующих иудаизм. Согласно иудейским правилам галаха, запрещено или разрешено употреблять те или иные продукты питания, соответственно, они делятся на кошерные и не кошерные. Система кошерного питания очень древняя и является своеобразным сокровищем иудейского народа.

Вся кошерная продукция подразделяется на 3 большие группы: мясо – басар, халяв – молочные продукты, а парвэ – хлеб, фрукты, овощи и другие продукты.

Современный рынок, на котором продаются кошерные продукты , стал гигантским бизнесом. Например, только на территории США годовой оборот кошерной пищи достигает 150 млрд. долл. Это посодействовало в большой степени завоевание сегмента покупателей, не исповедующих иудаизм.

Кошерные продукты употребляют не только евреи, но и люди, страдающие аллергией, вегетарианцы м мусульмане, Впрочем, люди, не относящиеся ни к одной из этих категорий, часто отмечают, что кошерные товары более натуральные и вкусные.

Итак, что же из себя представляет кошерная пища? Кошерные товары отличаются невероятно высокими требованиями качества. Еврейская традиция кашрут очень строго определяет те критерии, которые могут определять такие разрешенные, чистые продукты. Перед поступлением на мировые рынки кошерная пища проходит несколько уровней контроля качества, поэтому сторонниками приобретения кошерных товаров являются люди, ведущие здоровый образ жизни.

Все кошерные продукты производятся или выращиваются в определенных условиях, отвечающих религиозным правилам. Если говорить о мясе, то животное должно быть выращено в исключительной чистоте и откормлено только экологически чистыми продуктами. Помимо того животное должно умерщвляться самым безболезненным способом, а его мясо должно быть обработано соляным раствором, чтобы в конечном продукте не было ни капли крови.

Продукция сельского хозяйства в соответствии с кашрутом должна быть выращена в экологически чистой зоне, а для стимуляции роста могут использоваться только натуральные удобрения.

Качество кошерных товаров строго контролируется 170 еврейскими организациями, которые ставят соответствующую отметку на продукт. Если вы сомневаетесь в кошерности продукта, то всегда смотрите на его упаковку.

В частности, отличить кошерные продукты от обычных можно, если обратить внимание на наличие на упаковке буквы Uв кружочке.

К перечню такой продукции сегодня можно отнести большой ассортимент товаров от кондитерских изделий до детских смесей и алкоголя.

В нашем интернет-магазине представлено кошерное оливковое масло из оливок PICUAL и Arbequina , изготавливается с соблюдением строгих правил и требований органической, экологически чистой, кошерной продукции. Оливковые рощи, где олива собирается вручную сотрудниками компании Pons, располагаются в живописном городе Лерида, который является центром производства оливкового масла всей Каталонии.

Традиции сбора, производства и хранения оливкового масла сохраняются долгие годы, а высокое качество и уникальные вкусовые характеристики кошерного оливкового масла Pons отмечены многими специалистами. Безусловно, на каждой бутылке масла есть подтверждение кошерности в виде буквы U, обведенной в кружок.

Свод религиозных предписаний кашрут очень вариативный и отличается в разных общинах. При этом качество продукта и его экологическая чистота делает ее очень популярной и все более востребованной.

Кошерную пищу можно купить в магазине

Кошерная еда или пища означает любую еду, дозволенную к употреблению в соответствии с религиозными законами иудаизма — Кашруту. Законы Кашрута четко закреплены в Торе и Талмуде (Устная Тора).

Правила кошерной еды

Еврейское слово “кашер”, которое мы привыкли произносить как “кошер”, означает “пригодный”. В отношении пищи эти законы весьма сложны, однако, если говорить коротко, в соответствии с ними полностью запрещено употребление в пищу определенных видов продуктов, например таких как свинина и моллюски. На продукты другие накладывается ряд ограничений, самое важное из которых заключается в том, что мясные и молочные продукты нельзя готовить вместе и употреблять за один прием пищи.

Это автоматически исключает из кошерной пищи западный фаст-фуд, например чизбургеры и пицца с мясной начинкой. В дополнение к этому, в шабат запрещено зажигать огонь, так что в этот период допускается есть только холодные или приготовленные на медленном огне блюда. При всем этом, благодаря светскому укладу жизни большей части населения Израиля, здесь можно найти еду на любой вкус, а многие рестораны предлагают некошерное меню в зависимости от региона. Законы кошера обычно не распространяются на арабские регионы Израиля (если только ресторан не старается угодить запросам смешанной аудитории), однако здесь соблюдается халяль (мусульманский аналог кошера).

К кошерной пище предъявляются совершенно конкретные правила:

  • В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Строго запрещено употребление в пищу свинины и зайчатины. Также прописаны конкретные правила забоя кошерных животных — шхита. Забой должен проводить специально обученный человек — шойхет.
  • Что касается мяса птицы — тут Тора не даёт каких-то конкретных признаков кошерных птиц. Она просто перечисляет список трейфных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Однако основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы.
  • Кошерные яйца могут быть только от кошерных птиц. Одним из главных признаков — разные концы (острый и тупой). Также запрещено употреблять кровь, поэтому яйца со сгустками крови считаются некошерными (однако часто просто вырезается часть со сгустком).
  • Кошерной рыбой считается та, у которой есть чешуя и плавники. Поэтому, например сом и осётр запрещены к употреблению (не имеют чешуи). Икра некошерных рыб также запрещена.

Кошерное питание в самолете

Кошерное питание в самолетах предлагают многие авиакомпании совершающие перелеты в Израиль, в том числе и российские, например Аэрофлот. По стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта на регулярных рейсах пассажиру может быть предоставлено спецпитание KSML (Kosher Meal) – обед, приготовленный с соблюдением законов кашрута. Все рационы в обязательном порядке проходят согласование с руководством Федерации Еврейских общин России, Московской еврейской общины и лично Главным Раввином России г-ном Берлом Лазаром. Каждый рацион комплектуется сертификатом кошерности. На упаковке обязательно присутствуют печати и отметки соответствия уровню кашрута. Для тех кто соблюдает кашрут, обед на борту подадут без свинины и сочетаний мясное-молочное.

Какие российские авиакомпании предоставляют кошерное питание:

  1. Аэрофлот — предоставляет кошерное питание на борту бесплатно, заказ нужно сделать за 36 часов до вылета.
  2. S7 — достаточно сложно заказать (в кассе, либо по специальному телефону), кошерное питание на борту обойдётся в дополнительные 500 руб.
  3. Трансаэро — предоставляет (или предоставляли, поскольку компания под угрозой банкротства) кошерное питание бесплатно.

А если вы, например, летите компанией El-Al — то вся еда на борту будет кошерной по-умолчанию.

Кошерное питание в самолете имеет ряд особенностей. Например, такая еда обычно закупается авиаперевозчиком в специальных организациях. А ланчбокс с кошерной едой имеет специальный замок, который может открыть только пассажир на борту, удостоверившись тем самым в кошерности продуктов.

Кошерное меню в ресторанах и отелях

Многие израильские отели предлагают кошерную еду. Готовьтесь к тому, что на завтрак вам подадут молочные продукты, а на обед и ужин не видать вам ни молока для кофе, ни масла, чтобы намазать на хлеб (однако часто встречаются соевые заменители молока и спреды). Большинство крупных супермаркетов продают только кошерную продукцию, однако в последние годы появляется все больше и больше некошерных супермаркетов и универсамов, отчасти благодаря огромному количеству нерелигиозных евреев, переехавших в Израиль из стран бывшего СССР.

С ресторанами ситуация несколько более сложная: в Тель-Авиве меньше кошерных ресторанов, чем в более религиозных городах, таких как Иерусалим. В Иерусалиме, напротив, кошерные кафе и рестораны встречаются гораздо чаще. Помните, что рестораны, продолжающие работать в шабат, не могут получить сертификацию кошерности, так что некоторые рестораны, не обладающие сертификацией кошерности, все равно могут предлагать кошерную еду. Так что в случае сомнений не нужно ничего домысливать – достаточно просто спросить. Если ресторан кошерный, значит, подавать там будут либо только пищу на основе молочной продукции, либо только мясные блюда. Рестораны, предлагающие молочную продукцию, подходят для туристов-вегетарианцев, однако, скорее всего, некоторые блюда в них будут содержать рыбу и яйца.

Кошерный фастфуд

Для правоверных иудеев и туристов предусмотрены кошерные рестораны сети Макдоналдс. Обратите внимание, что большинство ресторанов этой сети все же относятся к некошерным, так что уточняйте до того, как сделаете заказ. Большинство ресторанов сети Бургер Кинг в Израиле кошерны, и это же относится к закусочным израильского бренда фаст-фуда Бургер Ранч. Также к кошерным заведениям в Израиле относятся рестораны сети Пицца Хат, так что приготовьтесь получить пиццу без мясной начинки. А вот закусочные Домино некошерные и поэтому набор начинок в них совпадает с европейским стандартом.

В поисках кошерной еды есть один подводный камень: существуют жулики, торгующие поддельными сертификатами кашрута. Поэтому если вы хотите попробовать настоящую кошерную еду (или религия не позволяет вам употреблять другую), попросите показать вам сертификат, выданный местным раввинатом или известным сертификационным агентством кашрута. Сертификатам, выданным неизвестными организациями, доверять ни в коем случае нельзя.

Термин «кошерные продукты» пришел к нам из Израиля. Жизнь верующих евреев строго регламентируется специальной совокупностью правил и законов – так называемой Галахой. Галаха определяет все устои их семейной, религиозной, и общественной жизни. Понятие «кашрут» означает, насколько что-либо пригодно и дозволено с точки зрения Галахи.

Законы кашрута строго диктуют верующим евреям, что именно они должны есть, из чего должна быть приготовлена эта еда, и как её следует хранить. Иными словами, за качеством настоящих кошерных продуктов ведется очень жесткий контроль. Кто его осуществляет? 170 еврейских организаций (в числе которых – раввинаты и отдельные раввины), каждая из которых содержит свою печать. Все кошерные продукты обязательно будут иметь одну из этих печатей.

Что значит кошерная еда?

Кошерная еда подразделяется на три группы:

  • мясные продукты, или «басар»;
  • молочные продукты, или «халяв»;
  • нейтральные продукты, или «парвэ».

Мясные продукты

«Басар» - это то мясо, которое было получено от кошерных животных. Кошерными считаются травоядные жвачные животные, которые живут на суше, и копыта которых раздвоены. Иными словами – овцы, коровы, козы, газели, лоси, жирафы… В Торе указываются животные, которые обладают только одним признаком кошерности. Это – кролики, верблюды и даманы (животные, питающиеся травой, но не имеющие раздвоенных копыт), и свинья – имеющая раздвоенные копыта, но не жующая траву.

Чтобы быть включенным в список кошерных продуктов, мясо должно обладать еще одним свойством, а именно - отсутствием крови. Кашрут не позволяет употребление крови в каком бы то ни было виде, так как еда с кровью будит в человеке жестокость. Не разрешается также есть яйца, в которых имеются сгустки крови.

Что касается птицы, каких-либо признаков относительно них кашрут не обозначает, но в Торе перечисляются те птицы, мясо которых есть нельзя. Это – пеликан, сова, орел, сокол и ястреб. Другими словами, в список кошерных продуктов может быть включена только домашняя птица (утки, индейки, гуси, куры), а также голуби.

Кошерные яйца обязательно должны иметь неодинаковые концы (один должен быть заостренным, другой – более круглым). Яйца, оба конца которых являются тупыми или острыми, считаются непригодными к еде, так как обычно такие яйца несут хищные птицы или птицы, которые питаются падалью.

Кошерная рыба отличается двумя признаками: у неё должна быть чешуя и плавники. Остальные представители морей и океанов (крабы, креветки, раки, осьминоги, устрицы, угри и т.п) не могут считаться кошерными продуктами, поскольку не обладают ни тем, ни другим. Змеи, черви и насекомые также считаются некошерными.

Молочные продукты

В отношении молочных продуктов («халяв»), действует следующий принцип: молоко, которое было получено от кошерных животных, считается чистым – а значит, может считаться кошерной едой. Молоко же, полученное от некошерных животных, считается нечистым – и, таким образом, не может считаться кошерной едой.

Нейтральные продукты

Овощи и фрукты («парвэ») можно причислять к кошерным продуктам только в том случае, если они не червивы, и если они не соприкасались с некошерными продуктами. Например, помидор, смазанный свиным жиром, есть запрещается.

Кошерные продукты очень распространены, в основном, на израильском рынке. Однако в последние годы тенденция неуклонно меняется. Население развитых стран придает все больше значения здоровому питанию – а значит, и качеству той еды, которая попадает на стол потребителя. С этой точки зрения кошерные продукты могут служить своеобразным гарантом надежного качества. В список кошерных продуктов включается самая разнообразная продукция – от алкогольных напитков и кондитерских изделий до детского питания и сухих супов.

Однако, обратите внимание на следующую информацию. Надпись «кошер» должна обязательно сопровождаться именем раввината (или раввина), под контролем которого был изготовлен данный продукт. В противном случае – при наличии одной только надписи – продукт считаться кошерным не может.