Материалы игры-путешествия по станциям "веселые превращения соли". НОД "Волшебство в одном кристалле" методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Загадки какие лучше закрыт соление

Татьяна Зеленская

ГБДОУ д/с № 46

Колпинского района

Санкт - Петербурга

Конспект совместной познавательно - исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Соленые загадки »

Подготовила и провела

Воспитатель ГБДОУ д/с №46

Зеленская Татьяна Николаевна.

Тема : «Солёные загадки »

Программное содержание :

1. Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью» .

2. Создать условия для проявления познавательно-исследовательских навыков и умений детей : умение выдвигать гипотезу, организовать исследование, объяснить полученный результат.

3. Вызвать интерес к изучению полезных и вредных свойств соли.

4. Развивать технические навыки и умения изобразительной деятельности : умение сочетать плавные движения руки с регулировкой нажима руки : цветовое восприятие.

5. Создать условия для проявления воображения и творчества.

6. Воспитывать «чувство локтя» умение работать в команде.

7. Развивать связную речь – доказательство.

8. Формировать навык диалогической речи.

Материал : для эксперимента

2 сырых яйца, 2 стакана с водой, ложки,несколько столовых ложек соли;

Для рисования

Соль (мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (теплых тонов, шаблоны листьев, простые карандаши, клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Ход : Ребята, сегодня я получила электронное письмо от Матушки природы.

Давайте его просмотрим.

М. П. - «ребята, я хочу вам рассказать об одной из своих тайн» .

На нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек.

Добывают её и в море и на суше. (1 слайд)

Обрабатывают её огнём (2 слайд)

Применяют для приготовления и сохранения пищи(3 слайд)


Еще её используют для оздоровления. (4 слайд)


В воде родилась,

В огне крестилась.

В воду упала и пропала.

Дети : соль

Отдельно - я не так вкусна, Зато красива, солона,

И в пище - каждому нужна.

Так что же это за волшебное вещество? Вы думаете это соль? Давайте проверим, у нас же есть волшебная книга природы. (открываем, достаем соль)

Правильно - это соль? А кто мне может сказать, что такое соль и для чего она нам нужна?

Воспитатель выслушивает ответы ребят.

Правильно ребята. А я тоже много знаю о соли и могу дополнить ваши ответы!

Рассказ воспитателя : с презентацией.

Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом . Она хорошо растворяется в воде. (слайд)

Служит для сохранения продуктов питания. (слайд)


Но, давайте разберёмся, чем она полезна, а чем вредна для нашего организма? В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна. Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками. (слайд)


А для чего нам собственно соль? Она отвечает за работу мышц (слайд)


и необходима для пищеварения. (слайд)

Наша планета очень богата соляными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Это и выпаривание её на солнце из морей и озёр, и подземная добыча.



А какие удивительные поделки мы с вами делали из солёного теста ! (Здесь можно обратиться к развивающей среде, в которой выставлены поделки из соли : печенье, веточка в инее, баночка с цветной солью для украшения интерьера)

А ещё соль – волшебница – в соленой воде практически невозможно утонуть.

Не верите? А хотите проверить? Давайте проведём с вами эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность!

Проводим опыт. (слайд)

Для проведения опыта вам понадобится : 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Дети : Яйцо опустилось на дно стакана. Растворим во втором стакане с водой соль и опустим яйцо в солёную воду . Дети : Яйцо осталось плавать на поверхности воды!

Итак, ребята, какой вывод вы можете сделать? Дети в солёной воде невозможно утонуть.

Отлично, вы настоящие исследователи. Предлагаю устроить перерыв и дать себе отдохнуть. Физкультминутка

Ребята, а где больше всего соленой воды? Да. В море и океане. Давайте поиграем в игру «Море волнуется…» .

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри(1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри(2)

Морская фигура в виде медузы замри(3)

Отдохнули? Продолжим наши исследования?

Ребята, знаете ли вы, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными!

Давайте нарисуем при помощи этого нетрадиционного способа разноцветные листья!


Для этого присаживаемся на свои рабочие места!

Показ техники на презентации.

Берём простой карандаш и рисуем набросок в форме листочка с дерева, рисуем его крупно, кто не может сам, берите шаблоны и обводите.

Ну, вот эскиз готов, теперь прорисовываем контур клеем.

Контур готов теперь переходим к самому интересному. Засыпаем, контур солью, считаем до 10 и ссыпаем лишнюю соль на поднос. Как красиво получается изображение просто волшебное, но похожи ли наши листья на осенние? Что делать? Конечно же, добавить цвета. Набираем краску на кисть, и прикасаемся к соли, соль впитывает цветную воду. Незабываем мыть кисть перед набором другого цвета, и прокрашиваем каплями весь контур.






Работа детей.

Какие красивые получились у вас работы. Чья работа вам понравилась больше всего? А что можно нарисовать еще в этой технике?

Давайте вспомним, о чем нам загадала загадку Матушка природа ? (о соли)

Правильно.

Что мы о ней узнали? (слайд о соли)

(Рассказы детей : что такое соль, какая она, чем помогает, в чем опасность? Соль- волшебница, соль художница)

Ребята, я думаю. М. П. довольна вашей исследовательской работой. (слайд с благодарностью)

Да, мы знаем, где может лежать сюрприз. Где же? Конечно в нашей волшебной книге. Ой, а здесь маленькие солёные рыбки ! Угощайтесь ребята.

У моей дочки был день рождения - 6 лет. Она очень хотела праздник принцесс. И я постаралась осуществить ее мечту.

Где и как:
Место проведения: лужайка около дома (в городе) - королевский сад.
На полянке раскладываем покрывала, на них набросаны подушки по количеству гостей (см. 1 фото).
На деревьях развешиваем воздушные шарики и флажки (делали сами просто из цветной бумаги, фольги, на них наклейки с принцессами - крепили степлером на тесьму) (см. 2 фото)
Под одним деревом трон - стул с накинутым на него полотном (шторой), выше по стволу обвязанным вокруг дерева (см. 3 фото).
Рядом с покрывалами небольшой детский столик с угощением и напитками на подносах.
Магнитофон с песнями про принцесс...

Предварительно дети получают приглашения на праздник принцев и принцесс.
Я делала такие для распечатки, только на первой стороне была вставлена фотография дочки, а на второй внесены наши данные (дата, адрес, время).

На угощение детям я приготовила такой стол:
1. Соки
2. Фруктовые "шашлычки" (кусочки фруктов) на шпажках.
3. Сладкие "шашлычки" (кусочки зефира и мармелада) на шпажках.
4. Мясо-овощные "шашлычки" (кусочки полендвицы, колбасы, сыра, помидоров, огурцов, батона) на шпажках.
Сервировка:
1. Шпажки с сердечками
2. Разноцветные стаканчики
3. Веселые трубочки-соломенки
4. Красивые салфетки
5. Несколько невысоких прозрачных пластиковых контенеров для "шашлычков", помещенные на поднос.
5. Поднос для стаканов.
6. Подносы на столике накрывали полотенчиками от всякой летающей живности...

К сожалению, нет хорошей фотографии со столиком...

На диск я записала музыкальное сопровождение.
Вот песенки про принцесс или близкие по тематике, которые я нашла:

Под эти песни дети потом еще и танцевали на конкурсном испытании

Сценарий:
Предложила детям пройти испытания, чтобы проверить, достойны ли они звания принцесс (и принцев).
1. Испытание первое - На догадливость.
2. На ловкость.
3. На знание правил этикета.
4. На чувствительность.
5. На умение танцевать.
6. На умение веселиться.
7. На умение себя показать.

Теперь подробнее по каждому испытанию.
На догадливость - отгадать загадки, а потом помочь мне рассказать историю про маленькую принцессу.
Загадки и стихи были найдены на просторах интернета. К сожалению, авторство мне неизвестно. НО выражаю огромную благодарность авторам.
Итак, загадки:
1. Кожа белая как снег,
Губки как кораллы.
Что она красивей всех,
Зеркальце сказало.
Гномам в доме помогала,
Но колдунья разузнала,
С ядом яблоко дала,
И принцесса умерла.
Только принца поцелуй
К жизни вновь её вернул. (Белоснежка)
2. Среди пустынь дворец стоит,
Султан на троне там сидит.
И дочь его красавица
Всем подданным так нравится.
Её руки у султана просили
Богатые принцы и визири.
Но отдала любовь свою
Она простому бедняку.
И счастлива она лишь с ним,
Принцесса с именем... (Жасмин)
3. Дочь царя морей Тритона
Не сидит, скучая, дома.
Только ей на дне морском
Каждый уголок знаком.
Отгадай-ка поскорей,
Как звать принцессу?... (Ариэль)
4. В лесу дремучем, в хижине
Росла принцесса наша.
Её три феи спрятали
От злой колдуньи страшной.
И здесь в лесу судьбу свою
Однажды повстречала,
Хотя волшебным сном уснуть
Должна была сначала.
Но поцелуй любви её
Разбудит вновь, нет спора.
И обретёт свою любовь
Красавица... (Аврора)
5. Ей не сиделось дома,
Хотелось мир узнать.
И то, что может многое
Себе же доказать.
И вместо папы на войну
Отправилась она.
А с ней дракончик и сверчок –
Верные друзья.
Не испугалась, не сдалась,
Прошла сквозь бед буран.
И дружбу, и любовь нашла
Отважная... (Мулан)
6. В деревне маленькой жила
И приключения ждала,
Читала много очень.
И вот однажды ночью
Отца спасать помчалась
И в замке оказалась.
Но страшного чудовища
Она не испугалась.
Нашла там множество друзей.
Вы догадались? Это -... (Белль)
7. Она не боится работы,
Красива и очень мила.
Всё время в трудах и заботах
У мачехи злобной была.
Но крестная фея однажды
На бал ей попасть помогла.
Там принца она повстречала
И туфельку там потеряла.
Но с помощью этой туфли
Красавицу нашу нашли. (Золушка)

История про принцессу:
Маленькая принцесса

Надоело быть Аленке
Просто маленькой девчонкой.
Хочется из интереса
Ей денек побыть …

Что принцессой быть приятно,
Всем и каждому понятно.
И при короле-отце
Жить не в доме – во …

Во дворце без счета залов!
Будет больше, если мало.
В каждом зале заведен
Для принцессы мягкий …

Ей на трон садиться надо,
Чтобы раздавать награды,
Чтоб в принцессу мог влюбиться
Самый храбрый в мире …

Рыцарей на свете много.
И принцесса-недотрога
Говорит: "Окончен пир!
Объявляется … "

О турнире весть гонцы
Разнесли во все концы,
Чтоб приехал принц в броне
На сверкающем …

Конь быстрее ветра скачет.
И подковы на удачу
Отпечатались в пыли
Где-то на краю …

Чтоб земля не стала пухом,
Надо собираться с духом,
Славу добрую свою
В честном доказать …

Бой закончился победой
Злого Васьки-людоеда.
Он с ногами сел на троне,
Руку протянул к …

Но корону дать злодею –
Неудачная идея!
Пригласили знать не зря
На турнир …

Богатырь сразится с всяким
Ради славы или драки.
Не успел спасти всех он –
Тут же прилетел …

Всех драконы похищают,
Зря принцесс не навещают.
Во дворце окно открыто –
Не спасла принцессу …

Свита очень испугалась,
Причитая, разбежалась,
А дракон несет принцессу
К заколдованному …

Там, за лесом, есть нора.
Делать в ней ремонт пора.
Клеят новые обои
Там плененные …

Для героев настоящих
Нет похвал принцессы слаще.
Но принцесса из кувшина
Вызвала случайно …

Джинн желанья исполняет
И драконов прогоняет.
Убежал дракон, увы,
Без хвоста и …

Голова придумать может,
Чем еще ей джинн поможет.
Чтоб вернуться с края света
Очень нам нужна…

Вот в карету запрягают
Лошадей крылатых стаю.
Пусть не смотрят с высока
На принцессу…

Облака собрались в кучу,
Грозовою стали тучей.
Кони повернули, ведь
Надо тучу…

Облететь не получилось.
И принцесса вниз спустилась
Ровно за одну минуту
С зонтиком как с …

Парашют изобрели!
А принцессу отвели
К очень маленькому дому
Семь трудолюбивых …

Гномы в недрах ищут клады.
Но домой принцессе надо
В крытый золотом дворец.
Ждет ее король- …

Да, король-отец в тревоге!
Перекрыли все дороги,
Приспустили с горя флаг.
Всех спасет великий …

Маг над чашкою колдует
И на чай усердно дует.
Говорит: "Ее пленил
Злой зеленый …"

Крокодил был тут же схвачен,
Он в тюрьме подземной плачет.
Завтра должен этот плач
Топором пресечь …

Палача уже позвали,
Крокодилу слово дали.
Клялся кровожадный гад,
Что ни в чем …

Невиновность крокодила
Хором нечисть подтвердила,
Рассказав, что за пригорком,
Видели принцессу с …

Волка в розыск объявили,
Разыскали и побили.
Но нигде принцессы нет,
Ведь ее простыл и …

След взяла собака Жучка,
Суперсыщик-самоучка.
Долго нюхала и вот
След привел в подземный …

Ход ведет к высокой башне,
В башне той уют домашний.
Там ведет светилам счет
Королевский …

Звездочет не отпирался,
Суперсыщику признался,
Что принцесса здесь была,
Чай с ватрушками …

Но пить чай – не преступленье.
А принцесса, съев варенье,
Рассказала, что влюбиться
Хочет в сказочного …

Принц тотчас же появился –
Он с принцессой созвонился
И позвал ее опять
Вместе с ним во двор гулять.

Испытание второе.
На ловкость.
Посреди полянки ставится табуретка. Выбирается одна девочка. Она будет спящей красавицей. И еще один гость, который будет охранником. Спящая красавица садится на табурет. Охранник ходит рядом, не подпуская к ней остальных участников игры. Остальные гости должны разбудить принцессу, дотронувшись до нее. Когда это получается, то разбудивший садится на место спящей красавицы, красавица становится охранником. Игра идет до тех пор, пока все дети не побывают в обеих ролях.

Испытание третье.
На знание правил этикета.
Дети должны отвечать на вопросы викторины.
Викторина также найдена мною на просторах интернета.
Конкурс-викторина «Всё по этикету» (Викторина конкурс этикет)
Даже короли и королевы должны знать этикет. Проще всего запомнить правила через викторины. Задавайте участникам вопросы, пусть попробуют догадаться, каков правильный ответ.
1. За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)
2. Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).
3. Если Вам сказали: «Дорогие гости, чувствуйте себя как дома», значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т. д. (Нет. Это бестактно).
4. За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, парень – чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).
5. Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).
6. Если Вы хозяин, с какой стороны Вы будете подносить горячие вторые блюда? (С правой).
7. А если необходимо, чтобы гости сами взяли что – либо из общего блюда, с какой стороны необходимо поднести, чтобы гостю было удобно? (С левой стороны).
8. Какие продукты можно брать руками? (Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты, целые помидоры, огурцы, а так же сахар – рафинад, если не поданы щипцы).
9. Какие продукты можно есть только при помощи вилки? (Мягкие продукты: омлет, котлеты, яичницу, каши, запеканку).
10. Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).
11. Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).
12. Если еда закончена, как кладут приборы? (Приборы кладут в тарелку параллельно друг другу).
13. Как правильно пользоваться ложкой? (Во время еды ложку держат параллельно губам, слегка повернув к себе заостренной частью; пользуясь ложкой, пищу набирают от себя).
14. Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).
15. При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).
Что должна сделать девушка, если ее на танец пригласили сразу два кавалера?
1) согласиться на полтанца с каждым
2) спросить совета у маменьки
3) отказать обоим под предлогом усталости
Ответ: отказать обоим под предлогом усталости (но ни в коем случае не ссылаться на головную боль, это моветон).
В каком случае на балу девушка не может позволить молодому человеку прикоснуться к себе?
1) если на нем шляпы
2) если на нем нет перчаток
3) если он одет не по последней моде
Ответ: если на нем нет перчаток.
Что должен сделать мужчина, если он встретил на улице знакомую девушку?
1) поздороваться и пойти дальше по своим делам
2) остановиться и наговорить комплиментов
3) некоторое время идти рядом, поддерживая разговор
Ответ: некоторое время идти рядом, поддерживая разговор.
Чего не разрешается делать человеку, если он в доме впервые?
1) становиться спиной к камину
2) присоединяться к разговору
3) проходить в центр комнаты
Ответ: становиться спиной к камину (от традиционно народного уважения к печи, очагу).
Если гость по какой-то причине ушел, не попрощавшись, то что ему стоит сделать?
1) на следующий день написать письмо с объяснениями
2) через два дня заехать с объяснениями лично
3) через три дня пригласить хозяев с ответными визитом
Ответ: через два дня заехать с объяснениями лично.

Испытание четвертое.
На чувствительность.
Принцесса на горошине.
На табуретку кладется платок. Под него от 2 до 5 мелких предметов. Дети по очереди присаживаются на стул и пытаются понять, на скольких предметах они сидят. Естественно для каждого количество предметов меняется.

Испытание пятое.
На умение танцевать.
Все просто. Дети вместе или по отдельности танцуют под музыку. Можно их ограничить какими-то рамками, а можно предоставить свободу действий. Я предпочла второе.


Испытание шестое.
На умение веселиться.
Царевна-Несмеяна.
На табуретке сидит одна девочка и пытается не рассмеяться. Остальные в свою очередь должны ее рассмешить. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудуи в роли Царевны-Несмеяны.

Испытание седьмое.
На умение себя показать.
Всем детям было предложено поучаствовать в фотосессии. Каждый должен был показать как умеет позировать. Заодно и фотографии красивые. Фотосессию устраивала сама.

Медали для принца и принцессы.
Принцесса - найдена в интернете, болшое спасибо автору.

Корона для принцессы (найдена в интернете)

Корону для принца брала в интернете, спасибо автору Dusya_du (http://forum.materinstvo.ru/journal.php?user=61539&st=0)

Королевский клад.
Когда детки были награждены, я им предложила поискать дворцовый тайник. Я дала им первую карточку, на которой было написано: "Ищите там-то...". Дети побежали туда. Там следующая карточка... И так далее вплоть до десятой карточки, вместе с которой они и нашли клад. Клад прятала дома, потому что проще было придумать места для карточек и самого тайника (почтовый ящик, стиральная машина, тумба для обуви, холодильник, полка с куклами...). Под кроватью дочки дети обнаружили клад - коробку, которая до верху была заполнена ценностями (по шоколадному яйцу на каждого, конфетки- браслетики, значки, шоколадки "евро", шоколадные монетки...). Клад был честно разделен между всеми участниками операции.
Прилагаю архив, в котором предложен вариант коробочки для клада (найдена в интернете), выкройку распечатать, а потом склеить...

Вот в общем-то и все.
Потом дети еще немного поиграли в квартире и разошлись по домам.
Ах, да, конечно, был торт!

Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) по теме «Волшебство в одном кристалле» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, с использованием технологии ТРИЗ, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всей НОД, повышает их познавательную активность, облегчает процесс усвоения детьми программного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка»

Г. Ртищево Саратовской области

Методическая разработка

Мастер-класс НОД

с детьми старшего дошкольного возраста

(с использованием технологии ТРИЗ)

«Волшебство в одном кристалле»

Область «Познавательное развитие»

2014г.

Аннотация:

Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) по теме «Волшебство в одном кристалле» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, с использованием технологии ТРИЗ, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всей НОД, повышает их познавательную активность, облегчает процесс усвоения детьми программного материала.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

В своей работе использую один из методов технологии ТРИЗ – решение сказочных задач. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами и включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.Для НОД с использованием ТРИЗ, характерно наличие в них игровых сказочных ситуаций, которые вводит детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы.Часто представляем себя волшебниками и можем увидеть разноцветный дождь или смотрим через разноцветные стеклышки. Мы становимся настоящими
исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стекла.Это своеобразное общение с природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движемся, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.

Таким образом, в результате свободной деятельности, НОД с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗразвивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы применяем в НОД и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологию.

Введение:

Актуальность.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые детские вопросы. Тема НОД возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Ведь есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим, но лишь без соли не обходится никто! Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем, чем она полезна и в каких необычных целях может быть использована.

Цель и задачи НОД

Цель НОД : расширить и систематизировать знания детей о соли, использования ее в жизни человека, применение в творчестве.

Образовательные задачи : расширять представления детей о соли и ее свойствах, в каких видах существует, где и как используется.

Развивающие задачи : развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, творческое воображение, навыки изготовления и применения цветной соли для создания необычных сувениров, эстетическое восприятие формы, цвета, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов, бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.

Виды детской деятельности в НОД

Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

Одобрение детей.

Похвала за усердие, желание выполнить задание.

Развивающая среда:

Сосуд с водой;

Соль;

Сахар;

Лупы по количеству детей;

Разные виды соли;

Тарелочки

Ложечки

Бутылочки

Материал для декорирования

Предварительная работа:

Загадывание загадок про соль и сахар;

Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

Заучивание пословиц и поговорок о соли.

Окрашивание соли

Аппликация из цветной соли

Словарная работа:

Морская соль;

Кристаллы соли;

Ход НОД:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много всего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Любите ли вы путешествовать?! Предлагаю вам отправится сегодня в очень интересное место, где проводятся разные опыты, эксперименты.

Не будем терять время, отправляемся! Приглашаю всех в кружок!

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

А закрыв на миг глаза,

Попадаем в чудеса...

Воспитатель:

Где же мы с вами оказались?

Ответы детей(мы в лаборатории).

А хотели бы вы попробовать себя в роли ученых? (одеваем халаты)
- Ну вот, теперь мы настоящие ученые!

Отгадав загадки, мы узнаем с чем мы будем экспериментировать.

Загадки про соль и сахар:

Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар)

В воду упала и пропала (соль)

Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

Воспитатель:

Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.),для этого мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что?

Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.

Опыты с солью:

Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли.

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая) .

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась) .

Воспитатель:

Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

(ответы детей) .

Воспитатель:

Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.

Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.

Ребята соль-полезное ископаемое.Производится соль в разных видах: мелкого помола, крупного, йодированная, морская, каменная (показать виды соли) .

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Высказывание ребёнка:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Воспитатель:

Как вы думаете, где можно использовать соль?

Высказывание детей

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.

В медицине:

Помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти. Очень полезны солевые ванны.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель:

Ребята, а давайте вспомним, как мы с вами использовали соль для изготовления прекрасных аппликаций?!

Дети:

Мы ее красили гуашью. Разводили гуашь в емкости с небольшим количеством воды (чем больше воды, тем светлее цвет, чем меньше воды, тем цвет интенсивней). Затем насыпаем соль в тарелочку и выливаем цветную воду. Аккуратно перемешиваем соль вилкой, чтобы вся соль была окрашена. Оставляем соль в формочках в теплом месте до полного высыхания.

Воспитатель:

А сегодня я предлагаю вам сделать радугу в бутылочке, используя нашу цветную соль, которую я взяла с собой в лабораторию. Но перед началом нашего волшебного творчества, нам необходимо подготовить наших «помощников» - наши пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика: «Вот помощники мои»:

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели

И работать захотели!

А теперь приступим… Возьмем бутылочки, воронки, ложечки и нашу цветную соль. При помощи воронки ложечкой засы паем соль слоями в нашу бутылочку, наклоняя при этом наш сосуд. Важное дополнение – трясти в этот момент бутылку не нужно, иначе соль может смешаться, и не будет четкой грани перехода цветов. Использование различных цветов и толщину каждого слоя вы определяете, полагаясь на свою фантазию.

Выполнение детьми поделок.

Воспитатель:

Ну а теперь, когда наши бутылочки готовы, предлагаю их украсить, в моей коробочке множество ленточек,лоскуточков,ниточек,бусинок.

ЗАГАДКИ.

Сказка-загадка.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была царевна. Приехали к ней свататься три царевича. Все три красавца понравились царевне, и она не знала, кого из них выбрать. Долго мучилась, а потом призывает всех женихов к себе и говорит:
- Извините, добрые молодцы, вы все трое мне по нраву, но я не в силах выбрать из вас кого-либо. Поэтому слушайте меня внимательно и исполните то, что я попрошу. Поездите по странам и купите мне подарки. Чей подарок я приму, за того и выйду замуж.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много изъездили они заморских стран, пока купили подарки. Встретились в одной стране и стали хвастаться своими покупками. Один говорит:
- Я купил волшебное зеркало, в которое посмотришь и узнаешь все на свете.
Второй.
Я купил ковер самолет.
Третий.
- А я купил волшебное яблоко. Если больной человек съест его, то сразу выздоровеет.
Сидят они беседуют и вдруг первый царевич предлагает:
- Давайте посмотрим, что наша невеста делает?
Посмотрели в зеркало и видят, что их царевна сильно болеет и лежит при смерти. Всполошились, а второй царевич кричит:
- Садитесь скорее на ковер-самолет, может, мы захватим ее живую.
Сели, полетели. Прилетают к невесте, а она уже еле дышит. Третий царевич достал яблоко и дал царевне. Она съела и тут же поправилась.
Вопрос:
За кого она вышла замуж?

Если ответить, что царевна вышла за того, кто привез яблоко и спас от смерти, то возникают вопросы: как бы он узнал о болезни невесты, если бы не было зеркала, и как бы доставил яблоко без ковра самолета? Такие же вопросы возникают на каждый подарок. Поэтому нужно указать, почему она выбрала того или другого жениха.

Как перевезти?

Подошли к реке мужик, волк, коза и кочан капусты. У берега стоит лодка, которая может поднять только двоих. Как им переправиться на другой берег? Если мужик повезет капусту, волк съест козу. Если переправить волка, коза съест капусту.

Летела стая птиц, и опустилась на рощу. Сядут на дерево по две, одно дерево лишнее, сядут по одной, одной птице не хватает.

Сколько летело гусей?

Летело стадо гусей, а навстречу им гусь, который и говорит: «здравствуйте сто гусей!» Они ему отвечают: «Нас не сто гусей, а вот если прибавить к нам еще столько, да полстолька, да четверть столько, да ты бы гусь с нами, то и было бы нас сто гусей».
Сколько их летело?

Сколько человек?

Шли гурьбой: теща с зятем, да муж с женой, мать с дочерью, да мать с дочерью, да бабушка со внучкой, да дочь с отцом. Много ли всех?

Загадки.
1. Не солнце, не огонь, а светит.

2. У красной девушки кушали господа; покушали, Богу помолились: «Благодарим тебя, красна девица, за хлеб, за соль, просим к нам в гости». Девица отвечает: «Я по земле не хожу, на небо не гляжу, гнезда не завожу, а детей вывожу».

3. Что будет завтра, и было вчера?

4. Что не рождено, не сотворено, ни каким-либо искусством сделано?

5. Какое строение давно построено, не разваливается и не требует починки?

6. Ее бьют и колотят, ворочают и режут; она все терпит и всем добром платит.

7. У двух матерей, по пять сыновей, одно имя всем.

8. Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы. Как взойду на горы в венце золотом, гляну светлыми очами, и человек и зверь возрадуется.

9. Ехал не путем, стегал не кнутом, шибал не палкой, ловил не галку, щипал не перья, ел не мясо.

10.Ни рук, ни носа, кругом волоса; губами шевелит, ничего не говорит.

11.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

12.Бедняк на землю бросает, а богатый в карман собирает.

13.Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется.

14.Черная корова всех людей поборола.

15.Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит.

16.Стоит дуб о двенадцати ветвях, на каждой ветке по четыре гнезда; в каждом гнезде по шесть простых яиц, а седьмое красное.

17.Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.

18.Семь братьев: годами равные, именами разные.

19.И долга и коротка, а один одному не верит, всяк сам по себе мерит.

20.И рать, и воеводу в один мах перевалял.

21.Не на меру, не на вес, а у всякого есть.

22.Что на воде не тонет, на огне не горит, и в земле не гниет?

23.Что на свете дороже всего?

24.В нос кидается, а в руки не дается.

25.Кто делает - тот не хочет, кому делают – тот не знает.

26.Есть такая землянка в которой богатый не расщедрится, бедный не разбогатеет, а ретивый не разгуляется.

27.Встал не так, умылся не так, лошадь запряг, поехал не так, заехал в ухаб и не выедет не никак.28.
Один заварил, другой налил, сколько ни хлебай, всем хватит, еще и останется.

29.Иду по грядкам, рву без счету, а все цело.

30.С земли ребенок поднимет, а через забор силач не перекинет.

31.Без рук, без ног, а везде бываю.

32.Все на ней ездит: и радость, и горе.

33.Без чего человеку жить нельзя?

34.Чего не устанешь всю жизнь делать?

35.Чего не обнесешь вокруг избы?

36.Играли всю ночь и все оказались в выигрыше.

37.На что поп покупает шляпу с широкими полями?

38.Почему собака лает?

39.По какой дороге полгода едут да полгода идут?

40.Отчего корова ложиться?

41.Чего нельзя купить ни за какие сокровища?

42.Что царь видит редко, бог – никогда, а мы всегда?

43.Какого животного не было в Ноевом ковчеге?

44.Слышнее чего нет на свете?

45.Что слаще и что горче?

46.Чем хлеб в огонь сажают?

47.Что говорит мужик, когда приедет на свой загон?

48.Чем человек наперед видит?

49.Чего не лень делать?

50.Для чего петух поет, закрыв глаза?

51.Что родится без костей?

ОТВЕТЫ НА ЗАГАДКИ.

Сказка-загадка.

Принцесса вышла замуж за принца, который дал яблоко. Посылая их за подарками, она сказала: «Чей подарок я приму, за того и замуж выйду». Съев яблоко, она фактически приняла подарок. Оставшиеся два принца могут продать свои вещи, а хозяин яблока нет.

Как перевезти?

Первым рейсом мужик перевозит козу. Вторым волка, а козу везет назад. Третьим рейсом перевозит капусту, а козу оставляет. Четвертым – перевозит козу.

Сколько птиц и сколько деревьев?

Четыре птицы и три дерева.

Сколько человек?

Четверо.

Сколько гусей?

Летело 36 гусей.

Ответы на загадки.

1. Светляк. 2. Рыба. 3. День. 4. Тьма. 5. Мир. 6. Земля. 7. Пальцы. 8. Солнце. 9. Рыбак на лодке. 10. Глаз. 11. Дерево. 12. Сопли. 13. День и ночь. 14. Ночь. 15. Эхо. 16. Год. 17. Месяцы. 18. Неделя. 19. Жизнь. 20. Сон. 21. Речь. 22. Имя. 23. Здоровье. 24. Запах. 25. Гроб. 26. Могила. 27. Покойник. 28. Книга. 29. Чтение. 30 Пух. 31. Письмо. 32. Почта. 33. Без имени. 34. Дышать. 35. Воду в решете. 36. Музыканты. 37. На деньги. 38. Не умеет говорить. 39. По реке. 40. Не умеет садиться. 41. Потерянного времени. 42. Ровню. 43. Рыбы. 44. Славы. 45. Слово человеческое. 46. Тестом. 47. Тпру. 48. Умом. 49. Чесаться. 50. Чтобы показать, что он поет наизусть. 51. Язык.