Студентка института марина занимается конным спортом. Доктор педагогических наук ргуфксмит марина жийяр: когда ставлю двойки, студенты мне говорят «спасибо! Виды физической активности


Вариант 1

29. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.


Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

30. Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?

2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3) Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

31. Используя данные таблиц (с.11-12), выполните задание:

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом . Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной .

В ответе укажите : энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.

32. Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов

Критерии оценивания заданий варианта 1.

Задание 29

Баллы

элементы:

Ответ на первый вопрос.

1) Колоды.

Ответ на второй вопрос.

2) Разборные рамочные.

Ответ на третий вопрос.

3) Пчелиный яд или маточное молоко

Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 30


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

2) Моча, кал, выдыхаемый воздух, пот.

3) В таблице не учтена метаболическая вода

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 31

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа :

Энергозатраты во время тренировки – 618 ккал.

Заказанные блюда: омлет с ветчиной, салат «Цезарь», чай без сахара.

Количество белков – 35 г; калорийность заказанного
обеда – 600 ккал

Верно указаны энергозатраты во время тренировки, приведено заказанное меню, указаны содержание белков и калорийность обеда

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность обеда и содержание белков, но в меню не учтено требование, что в него должен входить омлет с ветчиной.

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно калорийность обеда и/или содержание белков

Верно указаны только энергозатраты во время тренировки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 32

Ответы обучающихся на задания варианта 1

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Ранувокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

Задание 30 № 1628

В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные из­ме­не­ния сухой массы насекомых(в миллиграммах) в те­че­ние года в эко­си­сте­ме ку­стар­ни­ков в Аргентине. Эти же дан­ные от­ра­же­ны на графике. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. С ка­ки­ми про­цес­са­ми свя­за­ны ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти насекомых?

2. На какие ме­ся­цы при­хо­дят­ся пики размно­жения насекомых?

3. Объясните, по­че­му имен­но так, как отраже­но в таб­ли­це и на графике, ко­леб­лет­ся био­масса насекомых.

Задание 31 № 2258

Студенка ин­сти­ту­та физкультуры Ма­ри­на занимается кон­ным спортом. Каж­дый день после ин­сти­ту­та она за­ни­ма­ет­ся верховой ездой по 95 минут. После тре­ни­ров­ки девушка за­хо­дит перекусить в ре­сто­ран быстрого питания. Ис­поль­зуя данные таб­ли­цы 1 и 2, пред­ло­жи­те студентке оп­ти­маль­ное по калорийности, с мак­си­маль­ным содержанием бел­ков меню из пе­реч­ня предложенных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать энергозатраты тренировки. При вы­бо­ре учтите, что Ма­ри­на всегда за­ка­зы­ва­ет омлет с ветчиной.

В от­ве­те укажите: энер­го­за­тра­ты спортсменки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ко­то­рые не долж­ны повторяться; ко­ли­че­ство белков; ка­ло­рий­ность обеда, ко­то­рая не долж­на превышать энер­го­за­тра­ты во время тренировки.

Таблица 1

Таблица энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

Блюда и напитки Энергетическая цен­ность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной Мак­Маффин булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)
Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)
Чикен Фреш Маффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)
Омлет с ветчиной
Салат овощной
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)
Картофель по-деревенски
Маленькая пор­ция кар­то­фе­ля фри
Мороженое с шо­ко­лад­ным наполнителем
Вафельный рожок
«Кока-Кола»
Апельсиновый сок
Чай без сахара
Чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки)

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности

«SCIENCE TIME КАК ПРИВЛЕЧЬ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ? Голубятникова Марина, Центр педагогического образования Новокузнецкого филиал института...»

SCIENCE TIME

КАК ПРИВЛЕЧЬ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ?

Голубятникова Марина,

Центр педагогического образования

Новокузнецкого филиал института

Кемеровского государственного университета,

г. Новокузнецк

E-mail: [email protected]

Аннотация Бадминтон является новым направлением в развитии физического воспитания студентов. Введение его в занятия физической культуры ВУЗов, может стать не только решением вопроса по привлечению студентов к урокам физкультуры, но и оздоровления молодежи в целом.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, физическое состояние, студенты, бадминтон, ВУЗ, здоровый образ жизни.

В последнее время стал вопрос о модернизации предмета физическая культура на основе включения в учебный план по физическому воспитанию дополнительных видов спорта, способствующих увеличению двигательной активности обучающихся в ВУЗах, повышению оздоровительной направленности уроков физической культуры, а также видов спорта повышающих интеллектуальную активность подрастающего поколения, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

В настоящее время, бадминтон вводится в учебные планы по физическому воспитанию за счет третьего часа физической культуры на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г.


№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», а также методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной

SCIENCE TIME

нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности студента. В то же время она способствует оптимизации его физического и психологического состояния.

Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как затрагивает две важные проблемы: почему студенты неохотно посещают уроки физического воспитания как их можно заинтересовать посещать этот предмет. Многие не понимают важности этого занятия. Ведь физкультура уменьшает депрессию и поднимает настроение благодаря выработке эндорфинов-гормонов счастья. Независимо от того, насколько плохо вы себя чувствуете перед упражнениями, безусловно, ваш взгляд на жизнь станет оптимистичнее после их выполнения.

Так почему же занятия физического воспитания остаются второстепенными и нежеланными, а каждый четвертый студент имитирует болезнь, обманывает родителей и преподавателей, а 15 процентов подделывают записку с просьбой освободить их.

Ответы, на мой взгляд, очень просты и прозаичны. Это, во-первых, неуверенность в своих силах (каждая третья опрошенная студентка сказала, что стесняется своей фигуры), во-вторых, отсутствие заинтересованности и мотивации.

Решение данной проблемы я вижу в введении такого способа проведения занятий, который бы заинтересовал всех – и девушек, и юношей. Я думаю, занятия бадминтоном могут хоть не полностью, но частично решить этот вопрос.

В бадминтоне реализуется два важных качества - игра и польза. По мнению спортивных экспертов, бадминтон имеет ряд преимуществ, которые могут быть с успехом использованы в образовании - он доступен, увлекателен, не сложен в освоении на начальном уровне, а также способствует общему физическому развитию, улучшению координации движений, развитию интеллекта.

В высших учебных заведениях массовое развитие бадминтона, как вида спорта, помогает решить основную задачу, стоящую перед физкультурным движением: добиться физического совершенства студентов, укрепить их здоровье, отвлечь от пагубных привычек, привить навыки здорового образа жизни.

Все физические качества - быстрота, гибкость, сила и выносливость, а так же координация - в гармоничном сочетании с разносторонним творческим мышлением развиваются и совершенствуются в этой игре.

Бадминтон очень компактный вид спорта, не требующий больших финансовых затрат на приобретение игровой экипировки. Площадку для игры можно оборудовать в любом, даже самом маленьком зале, площадке во дворе или в парке. Его можно проводить в спортивном зале при наличии

SCIENCE TIME

соответствующих условий и с соблюдением правил безопасности. Возможно так же проведение уроков комбинированного вида, например, легкая атлетика бадминтон. Допускается проводить занятия по обучению игре в бадминтон в осенне-весенний период на открытом воздухе. Эта игра подкупает своей простотой. Уже после первого занятия студент практически овладевает основами игры и может самостоятельно вести её.

Однако чем больше играешь, тем яснее становится потребность в совершенствовании игры. И это привлекает. Деятельность бадминтониста благоприятно влияет на его анатомо-физиологическую структуру. Простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном студентам любого пола, разной физиологической подготовки. Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания обучающихся в ВУЗах. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в различных группах общей физической подготовки. Так же важным является и проведение соревнований среди студентов - это не определение лучших и худших, а обучение и развитие физических качеств.

Они должны логически продолжать и дополнять учебный про-цесс, увеличивая время на освоение и совершенствование изучаемых на уроках действий и упражнений.

Студентов необходимо учить играть и участвовать в соревно-ваниях.

Сколько бы мы не учили их элементам игры на занятиях, они никогда не научатся, если не будет участво-вать в соревнованиях. Студенты будут значительно лучше разбираться в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствовать себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремиться играть в бадминтон.

Участники соревнований серьезнее относятся к изучению на занятиях техники и тактики игры, так как соревнователь-ные игры позволяют им понять, почему технические при-емы надо выполнять именно так, а не иначе.

Почему надо определенным образом держать ракетку, а не так, как привык во дворе и т.п.

Студенческие соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса.

Нельзя не отметить, что в бадминтоне возникло, своего рода, медицинское направление, так как игра в волан применяется в лечебных целях. Так, в Кисловодском курорте бадминтон широко используют для лечения людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями обмена веществ и нервной системы. Достоинства этой игры в том, что очень легко постепенно повышать физические нагрузки – от минимальных до более основательных. Эта игра не

SCIENCE TIME

тяготит пациентов, а доставляет радость. Наверное, тот, кто придумал эту игру, был хорошим психологом. Физиологи утверждают, что занятия спортивными играми помогают подрасти.

Игра в волан – это прекрасное средство от усталости. Прекрасно снимает напряжение. Слежение за порхающим воланом – полезная гимнастика для глаз.

Как отметил директор ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гемгольца Владимир Нероев, такая игра как бадминтон действительно является эффективным способом как профилактики, так и лечения глазных заболеваний. «Проблема в том, что достичь желаемого лечебного эффекта можно, но играть надо часто. И польза от игр на уроках раз в неделю будет минимальна. Есть смысл подумать над тем, чтобы проводить уроки физкультуры чаще, чем один-два раза в неделю».

Как вид спорта, его также можно рекомендовать людям, которые хотят сбросить лишние килограммы или просто потерять калории. Для этого они занимаются шейпингом, аэробикой, бегают кроссы и т.д. Эти занятия достаточно нудные и быстро надоедают. И вообще, заставить себя регулярно бегать очень сложно. А вот бадминтон – очень азартная и интересная игра, в которой надо много двигаться. В процессе увлечения самой люди они не чувствуют усталости и того, что теряют лишние килограммы. Здесь важно заметить, что все трудности, связанные с физической нагрузкой, отодвигаются на второй план психологическими эмоциями и переживаниями, вызываемыми самой игрой .

Бадминтон – очень демократичный вид спорта. Им можно заниматься в любом возрасте. Конечно, при этом серьезных успехов в профессиональном спорте не добиться, но вот значительно поднять уровень игры можно, так как освоение технических элементов доступно каждому.

Эта игра - является одной из самых массовых игр. Вряд ли найдётся семья в которой не были бы ракетки и воланы. Практически каждый человек когдалибо прикасался к этим спортивным снарядам. Она общедоступная и полезная игра.

Итак, можно сделать вывод, что бадминтон является новым направлением в развитии физического воспитания студентов. Введение его в занятия физической культуры ВУЗов, может стать не только решением вопроса по привлечению студентов к урокам физкультуры, но и оздоровления молодежи в целом.

Температура тела, ºС %
потери
в весе
в период
активности
во время
спячки
в период
активности
во время
спячки
Ёж 75 25 35,5 3,1 31,2
Летучая мышь 420 16 37,5 2,6 33,5
Хомяк 175 13 38,5 4,5 35
Жёлтый суслик
225 12 37,0 1,4 43 1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 ºС во время спячки?
2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?
3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?
31.
Светлана, студентка театрального училища , всегда следит за своей фигурой и три раза в неделю занимается ритмической гимнастикой в фитнес- клубе. После полуторачасового занятия Светлана заходит в ресторан быстрого питания, чтобы перекусить. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите девушке оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время полуторачасового занятия. При выборе учтите, что
Светлана выбирает блюда с наименьшим количеством углеводов и пьёт чай без сахара.
В ответе укажите: энергозатраты во время занятия гимнастикой; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда и количество углеводов в нём.
32. Что такое пищевые волокна? Почему пищевые волокна полезны для организма?

55
Критерии оценивания заданий варианта 2.
Задание 29

(допускаются иные формулировки ответа , не искажающие его смысла)
Баллы
Ответ на первый вопрос.
1) Образование материков около экватора и создание мелких прибрежных районов.
Ответ на второй вопрос.
2) Ткани и органы; независимость размножения от воды; образование семян.
Ответ на третий вопрос.
3) Панцирные рыбы – костные рыбы – кистепёрые рыбы – земноводные – первые пресмыкающиеся (котилозавры) – современные пресмыкающиеся.
3
ИЛИ
2
ИЛИ
1
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание 30
Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Ниже 0 ºС температура тела животных не опускается.
2) Больше энергии тратит летучая мышь.
3) Суслики живут в степях и полупустынях. При засухах пища заканчивается летом, поэтому они уже в это время года впадают в спячку и спят до следующей весны

56
3
ИЛИ
Ответ включает три из названных выше элементов , но содержит негрубые биологические ошибки
2
ИЛИ
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл
3
Задание 31
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Энергозатраты во время занятия гимнастикой – 585 ккал.
Заказанные блюда: салат «Цезарь», картофель по-деревенски и чай без сахара.
Калорийность заказанного обеда – 565 ккал; количество углеводов – 53 г
Верно указаны энергозатраты во время занятия гимнастикой; приведено заказанное меню, указаны калорийность обеда и содержание углеводов в нём
3
Верно указаны энергозатраты во время занятия гимнастикой; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность обеда и содержание углеводов, но в меню не учтено требование, что в него должен входить чай без сахара.
ИЛИ
Верно указаны энергозатраты во время занятия гимнастикой; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно калорийность обеда и/или содержание углеводов
2
Верно указаны только энергозатраты время занятия гимнастикой
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3

57
Задание 32
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1.
Волокна – неперевариваемые компоненты оболочек растительных клеток (клетчатка).
2. Может быть приведён любой из следующих аргументов:
– волокна связывают некоторые токсические вещества и желчные кислоты;
– волокна снижают уровень холестерина и глюкозы в крови;
– волокна стимулируют выведение желчи, нормализуют функционирование желчевыводящих путей
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает один названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2

58
Учащийся №5
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

59
Учащийся №6
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

60
Эталоны оценок экспертов по работам варианта 2
Учащийся №5
Номер задания
Балл
29 2 30 2 31 0 32 0
Учащийся №6
Номер задания
Балл
29 2 30 3 31 2 32 1

61
Вариант 3
29. Используя содержание текста "Строение стебля древесного растения", ответьте на следующие вопросы.
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ
Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями.
У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.
К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями.
Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани.
Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток , соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия.
Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.
К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.
1) Что такое луб?
2) В чём сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?
3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление?
30. Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы.

62
Таблица
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
организма человека (в %)
Составные вещества
Плазма
крови
Первичная
моча
Вторичная
моча
Белки, жиры 7–9
Отсутствует
Отсутствует
Глюкоза 0,1 0,1
Отсутствует
Натрий (в составе солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в составе солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в составе солей) 0,02 0,02 0,15
Мочевина 0,03 0,03 2,0
Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05 1) Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?
31. Используя данные таблиц (с.11-12), выполните задание:
Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом.
Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут.
После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания.
Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной.
В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.
32. Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара?
Приведите не менее двух аргументов

63
Критерии оценивания заданий варианта 3.
Задание 29
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Ответ на первый вопрос.
1) Луб – это внутренняя часть коры, образованная механическими и проводящими тканями.
Ответ на второй вопрос.
2) Сходство в том, что и ситовидные трубки, и сосуды способны к проведению воды и растворённых в ней веществ. Различие в том, что по ситовидным трубкам перемещается раствор органических веществ от листьев, а по сосудам – минеральные вещества, растворённые в воде, из корня.
Ответ на третий вопрос.
3) Это объясняется освещением ствола дерева: с освещённой стороны клетки древесины более крупные, чем с неосвещённой.
Поэтому слой древесины становится с одной стороны более толстым, чем с другой.
Правильный ответ содержит все перечисленные элементы при отсутствии биологических ошибок
3
Ответ содержит два из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ содержит три из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок
2
Ответ содержит один из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ содержит два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок
1
Ответ содержит один любой из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание 30
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы

64
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Мочевина.
2) Белки, жиры.
3) Их отсутствие связано с особенностью фильтрации в капсулах нефронов. Крупные молекулы этих веществ задерживаются клетками нефрона.
Органические вещества важны для жизнедеятельности организма
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок
3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл
3
Задание 31
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Верно указаны следующие элементы ответа:
Энергозатраты во время тренировки – 618 ккал.
Заказанные блюда: омлет с ветчиной , салат «Цезарь», чай без сахара.
Количество белков – 35 г; калорийность заказанного обеда – 600 ккал
Верно указаны энергозатраты во время тренировки, приведено заказанное меню, указаны содержание белков и калорийность обеда
3
Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность обеда и содержание белков, но в меню не учтено требование, что в него должен входить омлет с ветчиной.
ИЛИ
Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно калорийность обеда и/или содержание белков
2
Верно указаны только энергозатраты во время тренировки 1

65
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание 32
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должны быть указаны следующие аргументы:
1. Избыточный сахар приводит к нарушению обмена веществ, например к ожирению.
2. Избыточный сахар в конечном счете может привести к развитию сахарного диабета
Ответ включает два названных выше аргумента, не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает один названных выше аргументов , ИЛИ ответ включает два названных выше аргумента, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2

66
Учащийся №7
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

67
Учащийся №8
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

68
Учащийся №9
Баллы эксперта:
Номер задания
Балл
29 30 31 32

69
Эталоны оценок экспертов по работам варианта 3
Учащийся №7
Номер задания
Балл
29 2 30 3 31 3 32 2
Учащийся №8
Номер задания
Балл
29 2 30 2 31 3 32 2
Учащийся №9
Номер задания
Балл
29 1 30 0 31 0 32 0

70
Вариант 4
29. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.
ПЧЕЛОВОДСТВО
Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.
В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.
Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье.
Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.
Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.
1)
Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью?
2)
Какое устройство имел улей типа "борти"?
3)
Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным , чем улей-колода?
30. Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

71
Таблица
«Выживание куропаток»
(по Швердпфегеру, с упрощениями)
Возраст,
годы
Количество особей
Смертность,
%
Доля самок
в популяции
живых к началу
возраста
погибших
в данном
возрасте
0 1000 850 85 0,50 2 112 31 28 0,46 4 57 18 32 0,32 6 26 9 35 0,23 8 11 4 35 0,27 10 5 2 35 0,20 12 2 1 50 0 13 1 1 100 0 1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?
2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

Сегодня, 25 апреля, отмечает свой день рождения Марина Жийяр - заведующая кафедрой гандбола и директор Института научно-педагогического образования. Она также состоит в диссертационном совете и в комплексной научной группе по гандболу. По словам именинницы, успешно переключаться с одного вида деятельности на другой ей помогает опыт, приобретенный в игровом виде спорта. А когда-то она пришла на гандбол только для того, чтобы получить освобождение от школьных занятий. В проекте «Герой дня» она рассказывает, как срывали уроки пения в школе и как чувство гордости за ГЦОЛИФК помешало ей утонуть в Таиланде.

Родилась в Нижнем Новгороде , который тогда назывался Горьким. У меня там живут родители, езжу к ним. А сам город изменился и стал уже немного чужим.

С первого класса занималась спортом - легкой атлетикой, плаванием, лыжами, даже в гимнастику нечаянно пришла. Потом мне сказали - нет, девочка, ты такая высокая, иди играй в баскетбол. Пошла в волейбол, затем в баскетбол. В классе дружно играли в баскетбол, футбол, хоккей.

Дурачились по полной программе. Перед уроком пения бегали в киоск за мороженым, ели его и потом, естественно, сипели, когда нас заставляли солировать. Доесть мороженое не успевали, он таяло, капало из парты…

Когда нас вызывали петь по трое, начиналось - кто в лес, кто по дрова, кто басит, кто пищит… Это было очень весело. У нас была молодая преподавательница, и мы, пятиклассники, ее так проверяли на прочность. На хор не ходили упорно, поскольку песни были не совсем подходящие для четвертого-пятого класса, например, «Бухенвальдский набат»… Завуч отлавливала нас и за руку отводила на хоровое пение.

Ходила еще в музыкальный кружок, играла на аккордеоне . Бабушка любила песню «Степь да степь кругом», моя собака подпевала, а я им аккомпанировала. Но к аккордеону душа не лежала. Мне хотелось на скрипку, а мама сказала - вот тебе аккордеон, пиликать нам тут не надо. И музыку я потом забросила, других занятий хватало - утром ходила на баскетбол, вечером на легкую атлетику. Сейчас думаю, нужно было дойти до какого-то финального уровня, получше освоить музыкальный инструмент.

Была звеньевой, потом председателем пионерского отряда. Хорошо помню торжественную церемонию приема в комсомол. Мама потом приготовила праздничный ужин, по дороге я, как обычно, разбила коленку, мне оказали первую помощь, потом поздравили…

Читала запоем, перечитала всю школьную библиотеку. Библиотекарь думала, что я книжки просто беру и приношу обратно. Самыми любимыми были «Два капитана» и «Тимур и его команда», особенно после просмотра фильмов. Старались помогать всем бабушкам-дедушкам…

Первые наставления в спорте получила от учителей физической культуры. У нас в школе физкультура преподавалась очень серьезно, были хорошие преподаватели, и для «пятерки» нужно было поработать. А я была отличницей, и получать четверки по физкультуре для меня было ненормально. Тем более что бегала и прыгала наравне с мальчиками, у меня было всего два соперника среди ребят, а среди девочек конкурентов не было вообще.

После седьмого класса меня перевели в класс с углубленным изучением математики и физики . Для меня это было потрясением - все новые ребята, из нашей школы взяли только четверых отличников, остальные были из других школ. Уровень был очень высокий, через полгода многие отличники становились двоечниками-троечниками и возвращались в свои школы.

В гандбол пришла случайно. Девочка из класса позвала меня на тренировку. Я в то время ходила на баскетбол, о гандболе ничего не знала. Но одноклассница пообещала - если тебя возьмут, получишь освобождение от уроков, и мы поедем на соревнования. Освобождение от уроков было достаточной мотивацией для занятий чем угодно…

Пришли на тренировку, мне первое время ужасно не нравилось, поскольку в гандболе в отличие от баскетбола разрешается толкаться, блокировать соперника. Я решила, что это какой-то дикий вид спорта. Но тренеру я понравилась, и он мне предложил перейти в гандбол, поскольку взрослой баскетбольной команды как таковой не было, а тут предполагалось, что будет команда. Со скрипом пришла несколько раз, потом поехали на соревнования. Позже появился интерес, поскольку в гандболе больше возможностей проявить себя, чем в баскетболе.

Сразу после школы пошла работать тренером , мне в исполкоме дали разрешение. Начала работать с малышами, параллельно училась, выступала в своей команде. Мои дети хорошо играли и обыгрывали детей именитых тренеров.

В Москве уже двадцать лет. Окончила в ГЦОЛИФК аспирантуру на кафедре теоретико-методических основ физической культуры и спорта Льва Павловича Матвеева, потом докторантуру и осталась на кафедре.

Преподавать начинала с Владимиром Павловичем Филиным. Он читал лекции заочникам, а я вела семинары. Большинство учеников были много старше меня, я очень волновалась. Так готовилась к этим занятиям! Вроде все знала, но думала - вдруг они меня о чем-то спросят, а я не отвечу, что за безобразие… Хотя много читала и была действующим спортсменом и тренером, мне было что им сказать.

Особенно тяжело выступать перед большими аудиториями, где собраны очень разные люди, кому-то вообще неинтересно…Трудно было со всеми находить общий язык. Но старалась адаптировать материал для студентов разных направлений.

Люблю свою работу и своих студентов , ругаю их иногда, пытаюсь воспитывать. Владимир Павлович мне объяснял, как оценивать учащихся. Он говорил: «Когда ты ставишь двойку, студент должен понимать, за что это, и должен быть тебе благодарен». Я этой идеей прониклась, и даже за двойки, которые я ставлю редко, студенты иногда говорят мне «Спасибо».

Живу за городом, в деревне. Езжу туда каждый день, пробки утомляют, но что делать. Просыпаюсь в 5 утра, уже привыкла. Иногда беру бумаги домой, чтобы уехать до пробок и дома спокойно поработать. Хочется умиротворения, природы, тишины. Дом еще достраиваем, потом будем заниматься ландшафтным дизайном. Прошлым летом попробовали первые ягоды из собственного сада - малину, смородину, чернику, бруснику…

Отпуск провожу активно. Ходим по горам, собираем грибы, плаваем на лодке. Как-то были в трехдневном круизе по Женевскому озеру с экскурсией, обошли весь французский берег, прошлись по всем замкам.

Во время поездки на универсиаду с нашими преподавателями в Таиланд впервые в жизни сделала два погружения, сразу на приличную глубину - 19 метров. Сначала меня укачало на пароходике, на котором мы добирались на точку погружения, но когда увидела подводный мир, все прошло, остался один восторг.

Купались там в августе, это уже не сезон, были большие волны . Но мы же спортсмены! Плавали в волнах, спасатели метались по берегу и уговаривали нас вернуться. Отплыли, а обратно плыть очень трудно, подводным течением оттаскивает назад. Опозориться было нельзя, а то скажут - из РГУФКСМиТ приехали и утонули! Напрягла все силы и доплыла до берега.

Жизненное кредо . Если берешься что-то делать - нужно делать это хорошо. Или лучше не браться вообще. На это настраиваю и тех, кто со мной работает.