Какая еда кошерная. Что такое «кошерная» еда. Полезна ли кошерная кухня: мнение врачей

Это слово произошло от еврейского «кашрут». Кашрут – это свод правил и законов о разных областях жизни, напоминающий иудеям о том, что является дозволенным, а что – нет. В основе Кашрута лежат законы Торы и правила, которые установили иудейские религиозные деятели (все вместе эти правила и законы Торы образуют Талмуд). «Кошерным» называется всё дозволенное, в том числе и еда, которую иудей может употреблять. В это понятие входят и другие аспекты – что дозволено в семейной жизни, общественной жизни.

Что такое кошерная еда

Итак, кошерными называются виды пищи, которые дозволено употреблять правоверному еврею. Иудеи полагают, что некоторые виды пищи отрицательно влияют на духовность человека, в то время как другие увеличивают её. Особенно это касается мяса. На характер человека может влиять то, каким мясом он питается. Например, считается, что мясо хищников делает людей агрессивными и жестокими. Также смысл кошерной еды в ограничении жестокости по отношению к животным.

Правила, касающиеся посуды (раздельное приготовление мясных, молочных и растительных блюд), также продиктованы правилами гигиены.

Продукты, считающиеся кошерными

  • Разрешено к употреблению мясо травоядных жвачных животных, являющихся парнокопытными. Это коровы, козы, овцы, лоси и так далее. При этом животное должно быть убито кошерным способом. Используется специальный острый нож, позволяющий убить животное одним движением, так, чтобы оно не успело испугаться. Забой скота должен производить специалист. Мясо перед приготовлением вымачивают в рассоле, выполаскивают и убирают из него кровь. Только после этого оно становится полностью пригодным для еды.
  • Мясо домашней птицы (кур, уток, гусей, индейки) и их яйца считается кошерными.
  • Рыба, имеющая чешую и плавники. В отношении рыбы специальных правил по поводу способа её добычи нет.
  • Мясные и молочные продукты употребляются раздельно, между едой при этом должно пройти несколько часов.
  • Фрукты и овощи, а также все продукты растительного происхождения, включая мёд, сахар, соль, крупы и злаки, хлеб, грибы, кофе и чай являются кошерными, и их можно употреблять совместно с другими видами пищи. Они называются «парве» (нейтральные). Рыба тоже считается «парве», но по традиции её не употребляют вместе с мясом.
  • Спиртные напитки, вина разрешены, но в отношении их приготовления и выращивания сырья существует большой свод правил. Только при соблюдении всех правил напиток считается довзоленным.

Некошерные («трефные») виды пищи

  • Кашрут запрещает есть мясо животных, не являющихся жвачными или парнокопытными (свиньи, зайцы и т.д.). Эти животные считаются «грязными».
  • Запрещена к употреблению кровь животных и птиц.
  • Рыбу нельзя смешивать в одном блюде с мясной и молочной пищей.
  • Мясо хищных птиц, падальщиков и вообще диких птиц. Точного списка птиц, мясо которых нельзя есть, не существует, поэтому все дикие птицы считаются «некошерными». Их яйца также нельзя употреблять в пищу.
  • — Традиция также не разрешает есть моллюсков и ракообразных – осьминогов, кальмаров, устриц, крабов, креветок, омаров), так как они не имеют чешуи и плавников.
  • Икра некошерной рыбы (не имеющей чешуи и плавиков), например, осетровая икра, тоже не является кошерной.
  • Запрещено употреблять в пищу насекомых, пресмыкающихся и земноводных. Единственным пригодным для еды насекомым считается определённый вид саранчи. Из-за этого иудеи должны очень внимательно осматривать фрукты, овощи и крупы перед употреблением, чтобы убедиться в отсутствии насекомых и их личинок.
  • Посуда, в которой готовилось мясо, не может использоваться для приготовления молочных продуктов и парве.
  • Если посуда, в которой была приготовлена некошерная пища, соприкасалась с кошерной едой, то еда тоже становится некошерной.

Где можно найти кошерную еду

Некоторые производители, в особенности в Израиле и США, ставят отметку о «кошерности» своих продуктов, подтверждающую, например, что животное было убито дозволенным способом. Такие продукты можно приобрести в основном в специализированных магазинах, но иногда товары с отметкой «Кошер» продаются и в обычных супермаркетах. Кошерные продукты выбирают не только правоверные , но и мусульмане (у которых существует аналогичное понятие «халяль»), и сторонники здорового образа жизни, и борцы с жестоким отношением к животным. Таким образом, производство и продажа кошерной еды занимает особую нишу в бизнесе.

Термин «кошерные продукты» пришел к нам из Израиля. Жизнь верующих евреев строго регламентируется специальной совокупностью правил и законов – так называемой Галахой. Галаха определяет все устои их семейной, религиозной, и общественной жизни. Понятие «кашрут» означает, насколько что-либо пригодно и дозволено с точки зрения Галахи.

Законы кашрута строго диктуют верующим евреям, что именно они должны есть, из чего должна быть приготовлена эта еда, и как её следует хранить. Иными словами, за качеством настоящих кошерных продуктов ведется очень жесткий контроль. Кто его осуществляет? 170 еврейских организаций (в числе которых – раввинаты и отдельные раввины), каждая из которых содержит свою печать. Все кошерные продукты обязательно будут иметь одну из этих печатей.

Что значит кошерная еда?

Кошерная еда подразделяется на три группы:

  • мясные продукты, или «басар»;
  • молочные продукты, или «халяв»;
  • нейтральные продукты, или «парвэ».

Мясные продукты

«Басар» - это то мясо, которое было получено от кошерных животных. Кошерными считаются травоядные жвачные животные, которые живут на суше, и копыта которых раздвоены. Иными словами – овцы, коровы, козы, газели, лоси, жирафы… В Торе указываются животные, которые обладают только одним признаком кошерности. Это – кролики, верблюды и даманы (животные, питающиеся травой, но не имеющие раздвоенных копыт), и свинья – имеющая раздвоенные копыта, но не жующая траву.

Чтобы быть включенным в список кошерных продуктов, мясо должно обладать еще одним свойством, а именно - отсутствием крови. Кашрут не позволяет употребление крови в каком бы то ни было виде, так как еда с кровью будит в человеке жестокость. Не разрешается также есть яйца, в которых имеются сгустки крови.

Что касается птицы, каких-либо признаков относительно них кашрут не обозначает, но в Торе перечисляются те птицы, мясо которых есть нельзя. Это – пеликан, сова, орел, сокол и ястреб. Другими словами, в список кошерных продуктов может быть включена только домашняя птица (утки, индейки, гуси, куры), а также голуби.

Кошерные яйца обязательно должны иметь неодинаковые концы (один должен быть заостренным, другой – более круглым). Яйца, оба конца которых являются тупыми или острыми, считаются непригодными к еде, так как обычно такие яйца несут хищные птицы или птицы, которые питаются падалью.

Кошерная рыба отличается двумя признаками: у неё должна быть чешуя и плавники. Остальные представители морей и океанов (крабы, креветки, раки, осьминоги, устрицы, угри и т.п) не могут считаться кошерными продуктами, поскольку не обладают ни тем, ни другим. Змеи, черви и насекомые также считаются некошерными.

Молочные продукты

В отношении молочных продуктов («халяв»), действует следующий принцип: молоко, которое было получено от кошерных животных, считается чистым – а значит, может считаться кошерной едой. Молоко же, полученное от некошерных животных, считается нечистым – и, таким образом, не может считаться кошерной едой.

Нейтральные продукты

Овощи и фрукты («парвэ») можно причислять к кошерным продуктам только в том случае, если они не червивы, и если они не соприкасались с некошерными продуктами. Например, помидор, смазанный свиным жиром, есть запрещается.

Кошерные продукты очень распространены, в основном, на израильском рынке. Однако в последние годы тенденция неуклонно меняется. Население развитых стран придает все больше значения здоровому питанию – а значит, и качеству той еды, которая попадает на стол потребителя. С этой точки зрения кошерные продукты могут служить своеобразным гарантом надежного качества. В список кошерных продуктов включается самая разнообразная продукция – от алкогольных напитков и кондитерских изделий до детского питания и сухих супов.

Однако, обратите внимание на следующую информацию. Надпись «кошер» должна обязательно сопровождаться именем раввината (или раввина), под контролем которого был изготовлен данный продукт. В противном случае – при наличии одной только надписи – продукт считаться кошерным не может.

Почти все, кто собираются путешествовать по Израилю, или те, кто уже побывал в этой стране, слышали, что питание в Израиле - кошерное. Некоторые полагают, что это особое, диетическое или раздельное питание. На самом деле, кошерная пища - это пища, приготовленная по правилам кашрута.

Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи (совокупности законов, содержащихся в Торе и Талмуде). В иудаизме, термин «кашрут» применяется не только по отношению к питанию, но используется и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых.

Еврейские законы с древних времен самым строгим образом контролируют каждую сторону жизни человека, это относится и к продуктам питания и к способам их приготовления. Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть все подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена по правилам.

Каковы же эти правила?

Животные:

У кошерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные: лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности: свинья, верблюд, даман и заяц - эти животные запрещены в пищу. Больное или убитое на охоте животное в пищу не пригодно. Запретно сало возле желудка и кишечника, а так же бедро, из которого не удален седалищный нерв (в память о праотце Иакове, которого ангел ранил в бедро).
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать определенным требованиям. Шойхет (квалифицированный резник) обычно много лет учится, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право забивать животное. Законы о шхите (забое животного) и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Птица:

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц, поэтому в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.

У яиц также есть признак кошерности: они должны быть от кошерных птиц, иметь разные концы (один более острый, другой — более округлый). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются непригодными, но такие яйца не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу.

Рыба:
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака.

Все ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) являются некошерными и запрещены к употреблению.

Насекомые и земноводные:

Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых (кроме саранчи), земноводных и пресмыкающихся. Это ограничение обязывает к тщательному отбору и обработки зелени, овощей, фруктов, а также муки и крупы.

Единственным исключением из этого правила является мёд, продукт некошерного насекомого, который разрешён к употреблению в пищу, поскольку он (согласно кашруту) представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой, и поэтому считается продуктом растительного происхождения, а не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

Напитки:

В основном, кошерность напитков связано с употреблением вина. Так как все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют, то кошерным является вино, выращенное только на территории Израиля, исключительно религиозными евреями соблюдавшим все правила кашрута.

Отдельно мясное и молочное: это правила является одним из известных правил кашрута. Запрещено смешивать молочные и мясные продукты: готовить или употреблять их в пищу вместе. В силу этого, на кошерной кухне должна быть отдельная посуда и, желательно, отдельное кухонное оборудование для приготовления мясного и для молочного.

Кроме того, законы кашрута устанавливают необходимость временного интервала между приемом мясной пищи и приемом пищи молочной.
Кошерность пищи связано не только непосредственно с продуктами, но и с посудой. Кошерной является вся новая посуда. Некошерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некошерная пища, такую посуду можно откошеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кошерованию не поддается.

Чем же объясняется такой свод правил для приготовления и употребления пищи? На данный момент существует несколько объяснений заповеди о кашруте:

Воля Всевышнего: исполнение законов кашрута исполняется исключительно в знак подчинения воле Бога.

Здоровье (полезность кошерной пищи): соблюдение правил кашрута - это знак доверия к Богу сотворившему мир, который дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека и его физического здоровья. Кошерная еда традиционно считается полезней и безопасней обычной, так как весь производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования.

Милосердие (моральные ценности): Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и убийство животных для развлечения — запрещены. Согласно научным исследованиям, «шхита» (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому резник убивает животных одним движением, чтобы уменьшить боль до минимума, животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Стремление к святости: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости. Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению. Контролируя свое питание, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение единства: кашрут сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там синагогу, раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Поскольку кошерность продуктов не может быть проверена объективно, некоторые иудейские общины в вопросах кошерности полагаются на суждение раввина, признаваемого авторитетом в данной общине.

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в Москве супермаркет кошерной еды.

В виду моей приближающейся поездки в Израиль, и того, что вас ожидает много постов с описанием и фото местной кухни, хочу более подробно рассказать что же такое кошерная еда.

Что можно есть, а что нельзя? Эти законы определяет Тора уже более 3000 лет и столько же времени евреи следуют им. Само понятие “кашрут” относится не только к кулинарным, но и к юридическим и ритупльным вопросам. Но мы остановимся на еде.

Мясо

В пищу можно употреблять мясо жвачных и парнокопытных животных. Знаменитое “евреи не едят свинину” объясняется не вкусовыми пристрастиями, а тем, что свинья парнокопытное, но она не жует жвачку, а посему в пищу непригодна.

Больное или убитое на охоте животное в пищу не пригодно. Запретно сало возле желудка и кишечника, а так же бедро, из которого не удален седалищный нерв (в память о праотце Иакове, которого ангел ранил в бедро).

За качеством и кошерностью мяса следит резник, который умеет правильно разделывать и машгиах: он следит чтоб использовались только передние части животных, удалялось запретное сало и кровь, а затем ставит одобрительную печать, подтверждающую кошерность.

в 1998 году компания McDonald’s изменила технологию приготовления гамбургеров для евреев. В Израие мясо для закусок готовят не на сковороде, а на углях.

Рыба

Признаками кошерности рыбы являются чешуя и плавники. Сом, угорь на столе соблюдающих кашрут не появятся, так же как и остальная морская живность: омары, креветки,устрицы, крабы. Красная икра считается кошерной, черная – нет.

Птица

Традиционно разрешено мясо домашней птицы: кур, гусей, индейки и голубей. Среди некошерных – сова, орел и пеликан. Многие названия в описаниях птиц из Торы так и не удалось идентифицировать.

Земноводные, насекомые и членистоногие

Торой запрещено употреблять в пищу червей, лягушек, змей и насекомых. Разрешено лишь кушать четыре вида саранчи:)

Молочные и мясные продукты

Законами кашрута запрещено смешивать молочные продукты с мясными. Так что бутерброд с колбаской и сыром отменяется. Временной интервал между мясной и молочной пищей составляет 6 часов. Между молочной и мясной- всего 2.

Хлеб

Приготовленный не евреем домашний хлеб не кошерен, а из нееврейской пекарни можно употреблять, при кошерности всех ингредиентов.

Вино

Вино, произведенное не евреями, – не кошерно.

Подготовка

Белье и посуда для приема мясной и молочной пищи должна храниться отдельно. В богатых домах разделяют кухню на молочную и мясную.