Занятия по соленому тесту. Занятие по тестопластике в старшей возрастной группе. Если говорить о лепке вообще и, в частности, о лепке с детьми дошкольного возраста, то следует отметить огромное значение мануальных действий на развитие мозга. Это бесспорны

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

  1. Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Формировать умение преодолевать трудности.
  4. Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Форма занятия: беседа, игра, практическая работа.

Время проведения занятия: 40 минут.

Наглядность, материально-техническое обеспечение: фигурки и фотографии кошек, фотографии сувениров, картин из соленого теста. Подсвечник в форме кота (образец), клеенки, соленое тесто, свечи (чайные в гильзе), стаканчики с водой, кисти.

Для конкурса “Котофей”: 2 резиновых мяча, корзина или картонная коробка.

Ход занятия

1 этап. Организационно-подготовительный.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодняшнее занятие необычное.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

  • Вы любите играть?
  • А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка.
(Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью.

На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье.

В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье.

Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

2 этап. Основной.

Сначала мы немного поиграем. Проведем конкурс, который называется “Котофей”.

Для этого мне нужны 2 команды (Дети самостоятельно делятся на две команды.) Придумайте названия своим командам. Я дам вам мячи, а вы будете по очереди бросать их в корзину, каждое попадание принесет команде 1 волшебный балл, то есть противоположную команду нужно превратить в “Котофея”. Победит та команда, которая быстрее превратит соперников в “Котофеев” (1 балл = одна буква слова). “Котофеи” должны будут исполнить желание победителей - дружно мяукнуть три раза. (Идет конкурс)

Пока вы восстанавливаете силы после конкурса, я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики. Дам рецепт приготовления соленого теста.

В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях.

Древние египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество различных сортов хлеба.

А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.

Но из теста выпекали не только хлеб.

Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы - марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия.

В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

Хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.

Рецепт соленого теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды. Главное хорошо вымесить и размять, пока тесто не станет эластичным.

Важный момент: замешивая тесто, думайте о чем-то приятном, хорошем, и тесто впитает в себя доброе и ласковое прикосновение ваших рук.

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста.

Из теста лепят почти также как из пластилина или из глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. А вот палочку колбаску делают иначе. Только на столе. И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится.

Для того чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Вы немного отдохнули, теперь поработаем.

Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот) .

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой) .

Мы повторили, как надо работать с соленым тестом, приступаем к выполнению подсвечника.

Практическая часть:

1. Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

2. Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

4. Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

5. Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

6. Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

7. Далее работаем над мордочкой. Скатайте два шарика, расплющите их и приклейте на мордочку - это щечки. Скатайте шарик – носик и приклейте чуть выше щечек. Прикрепите глазки. Для глаз можно использовать гвоздику.

8. Украшаем кота усами. Вставьте леску в щечки по 3 шт. в каждую.

9. Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

3 этап. Контрольный.

Скажите ребята,

  • С каким материалом мы сегодня работали?
  • Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?
  • Что нового вы узнали о нем?
  • Каким должно быть настроение при замешивании теста?
  • Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

(Ответы детей)

4 этап. Итоговый.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала. Но коты получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все молодцы. Спасибо за работу.

5 этап. Информационный.

На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и не забываем свои умелые ручки. До свидания.

Используемая литература

  1. Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
  2. Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
  3. Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из истории о тестопластике Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

Из истории о тестопластике В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

Из истории о тестопластике В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

Из истории о тестопластике В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Из истории о тестопластике Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Из истории о тестопластике Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Набор инструментов Маленькая скалочка Противень или дощечка Баночка с водой Кисточка для смачивания теста Ситечко Чесноковыжималка Фольга Стеки Кондитерские формочки…

Рецепты Классический рецепт: Мука – 300 г (2 чашки) Соль – 300 г (1 чашка) Вода – 200 г (200мл). *********************** Твердое тесто для изразцов: 200 г муки 400 г соли 1 ст. ложка клея ПВА ************************ Тесто для утонченной обработки: 200 г муки 200 г соли 100 г крахмала 150 мл воды 1 ст. ложка ПВА

Приёмы лепки

Создание фактуры поверхности

Способы сушки Воздушная сушка Сушка в духовке

Окрашивание Цветное тесто при замешивании Окрашивание готовых изделий красками

Творческая композиция « Подставки под яйца » Замешиваем соленое тесто: 200 г муки 200 г соли 100 г крахмала 150 мл воды 1 ст. ложка ПВА 2. Раскатываем пласт толщиной около 0.8см и вырезаем листик.

Творческая композиция « Подставки под яйца » 3 . Дальше надо вырезать 2 цветочка, положить один на другой и вырезать отверстие для яйца. 4. Теперь собираем все вместе, для украшения мы посадили рядом еще божью коровку)))

Творческая композиция « Подставки под яйца » 5. Сушим, красим, покрываем лаком. Лак использовали Уреплен (его используют на предприятиях пищевой промышленности). 6. Готово, используем по назначению)))))

Понравилось, интересно? Попробуйте свои силы в лепке из солёного теста, Желаем успеха!

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: Краснова Елена А. Воспитатель старшей группы СРЦ «РОДНИК» г. Раменское

Предварительный просмотр:

Занятие Реабилитационная программа СРЦ «РОДНИК»

Тема урока : «Подставка для яйца»

Вид занятия: изготовление поделки из соленого теста к празднику «Пасхи».

Цели и задачи:

  1. Ознакомиться с историй возникновения тестопластики в России и странах мира;
  2. Определиться с выбором рецепта приготовления теста для лепки;
  3. Продумать вид изделий;
  4. Изготовить изделие из соленого теста в технике тестопластики.

Оборудование и материалы: Презентация на ПК, соленое тесто, стеки, кисточки, скалка, формочки, фольга, картон.

С раннего детства нас радуют подарки. Это мячи, мягкие игрушки, настольные игры и поделки, сделанные своими руками. Однажды на занятие я принесла соленое тесто для лепки.

Работать с тестом нам так понравилось, что мы решили сами научиться делать соленое тесто.

На занятии мы лепили поделки к 8 Марта, потом, когда они высохли, красили их гуашью, некоторые делали сразу из цветного теста.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в ХII веке. Центром промысел является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с доисторических времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Планирование работы:

Сегодня, работая с соленым тестом, многие придумывают удивительно красивые названия – тестопластика, биокерамика и даже, мукосолька! Но как не называй – результат, порой, превосходит все наши ожидания! Рождение шедевра из соленого теста – это всегда событие!

Сегодня мы будем делать «Подставки под яйца из соленого теста»

Просто, ОЧЕНЬ ПРОСТО, а итог замечательный)))
Итак,


1. Замешиваем соленое тесто(мука, соль, вода, 1:1:0.125).
2. Раскатываем пласт толщиной около 0.8см и вырезаем листик.



5. Сушим, красим, покрываем лаком. Лак использовали Уреплен (его используют на предприятиях пищевой промышленности).


  1. Готово, используем по назначению)))))

Хотя поделки из соленого теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому, что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соленое тесто – материал – экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином или другими мягкими материалами.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Конспект занятия по художественной лепке из соленого теста.

Тема: Подсвечник. Котёнок»

Составила:

педагог дополнительного образования

Борисова Ю.В.

п. Кысыл-Сыр 2017 г.

Тема: «Подсвечник. Котёнок»

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

    повторить технику работу с солёным тестом

    освоить навыки изготовления поделки «Подсвечник»;

    совершенствовать навыки лепки из соленого теста

Развивающие:

    Развивать художественно-творческие способности обучающихся,

    Развивать эстетический вкус.

    Развивать творческую инициативу и активность, фантазию детей. развивать творческое воображение.

Воспитательные:

    воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Оборудование:

    последовательность лепки подсвечника;

    фотографии кошек

    компьютер

Материалы для занятия:

    солёное тесто;

  • баночка для воды;

    салфетки.

    свеча в металлической гильзе

План занятия:

Название этапа урока

Отведённое время

Организация занятия.

Основная часть.

1.Игра – загадки про кошек. Рассказ о значение кошек в культуре разных стран.

2.Изучение новой темы.

3.Практическая работа:

повторение правил технике безопасности

последовательность

изготовления декоративного подсвечника;

физкультминутка;

оформление.

Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Мини-выставка работ.

Уборка рабочего места.

Конспект занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.

Вводная беседа.

Сегодняшнее занятие необычное Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

Вы любите играть?

А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поет

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - (Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью. На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье. В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье. Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

Давайте вспомним, как работать с солёным тестом.

Солёное тесто всегда должно лежать в пакетике, так как на открытом воздухе оно начинает подсыхать.

Кусочек теста, из которого мы собираемся лепить какую-то деталь обязательно нужно хорошо промять. Чтобы деталь получилась ровной и аккуратной.

Места соединения деталей необходимо смачивать водой.

Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе.

Цилиндр или палочку катают на столе.

И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно смазываем водой только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Практическая работа.

Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с тестом:

    Солёное тесто - несъедобно!

    Лепку выполняй на подкладной доске, клеёнке, не клади тесто на стол, парту.

    Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами,

    Тщательно вымывать руки после завершения работы.

А теперь приступим к работе.

    Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

    Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

    Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

    Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

    Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

    Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

Физкультминутка

Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем разминку для рук. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой).

Спасибо! Молодцы! Продолжаем нашу работу. Скажите ребята,

С каким материалом мы сегодня работали?

Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?

Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Подведение итогов занятия.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но коты получились разные.

Давайте каждый придумает маленькую история про своего кота.

(Дети рассказывают истории об имени и особенностях своего кота)

Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все вы справились с заданием. Предлагаю вам организовать небольшую выставку. На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и хорошее настроение.

Уборка рабочего места.

Убираем свое рабочее место.

Все молодцы. Спасибо за работу.

До свидания.

Используемая литература

    Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.

    Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.

    Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.

Из опыта работы. ДОУ

Кораблева О.Л.

Творческие задания на занятиях по лепке

Барельефы и горельефы

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие

для детей и взрослых

Использование занятий по лепке из соленого теста и

включение элементов из соленого теста в детские творческие работы, выполненные в смешанной технике

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. С удовольствием лепят из соленого теста малыши, дети старшего возраста и их мамы и бабушки. Занятие приносит неповторимые тактильные ощущения от такого доброго и душевного пластического материала как тесто, и кроме того дает приятные ощущения простоты и легкости созидания, создание своих собственных маленьких «творений», превращая процесс лепки в настоящий творческий процесс. Особенно полезно это занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение, что позволяет найти еще один подход к работе с детьми, перевозбужденными и активными, а с другой стороны – активизирует детей менее активных, включая в работу мускульный аппарат и развивая общую моторику. Лепка, как один из видов изобразительной деятельности, является превосходным тренингом для выработки двигательной активности, чувствительности и гибкости пальцев. Если занятие по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Известно, что правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому можно сказать, что успех развития наших детей во многом «лежит ни кончиках их пальцев». И лепка, в том числе и лепка из соленого теста, является одним из видов творческой деятельности, разносторонне развивающей детей младшего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возрастов.

На наших занятиях кроме различных видов традиционной лепки из пластилина, а также живописной лепки и объемной композиционной лепки на плоскости, мы используем барельефную, горельефную и фигурную лепку из соленого теста. Соленое тесто имеет некоторое преимущество перед глиной: мука, соль, вода – это самые доступные по средствам материалы. Соленое тесто пластично, не так сильно пачкает руки и не тает, как пластилин, к тому же дает возможность широкопланового экспериментирования, как с самим пластичным материалом (его можно тянуть, расплющивать, скатывать, раскатывать в лепешку скалкой, присбаривать, скручивать, резать ножом и кондитерскими формочками продавливать через ситечко или чеснокодавку, протыкать, сушить, запекать), так и с выбором инструментов, приспособлений для лепки и предметов для создания рельефа на поверхности деталей (скалочка, ситечко, чесноковыжималка, кисточка, формочки для вырезания теста, стеки, зубочистки, расчески, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, портновское колесико, насадки для кондитерского шприца, одноразовые вилки и зубчатые ножички, формочки для лепки из песка и т.д.). Соленое тесто – уникальный материал. Его можно сочетать с природными и декоративными материалами: шишками, камушками, ракушками, песком, засушенными растениями и семенами, кусочками кружев и лоскутками, кусочками кожи, бусинками и пуговицами. Поделки можно после сушки раскрашивать гуашевыми и акварельными красками или оставлять не раскрашенными, сохраняя золотистый цвет хлеба (после запекания) или молочный (после сушки на воздухе), - в этом тоже есть своя оригинальность.

Существуют некоторые несложные технологические правила работы с данным материалом, которые нужно выполнять, чтобы добиться наилучшего результата труда в условиях изостудии.

Рабочее место. Влажность и температура в помещении имеют некоторое значение, так как при высокой влажности и температуре изделия во время лепки будут расплываться на рабочем столе и терять свою первоначальную форму. Поэтому в помещении должно быть прохладно и руки тоже должны быть прохладными – можно вымыть их перед началом работы холодной водой, одновременно используя данную процедуру как закаливающий элемент. Оптимальная температура в помещении не должна превышать 20 градусов. Поверхность стола, на котором вымешивается и раскатывается тесто, должна быть гладкой и ровной. Для детей в качестве рабочей поверхности используются пластиковые доски. Лишних предметов на рабочем пространстве стола быть не должно – необходимые в ходе творческой работы инструменты и материалы лучше выдавать индивидуально по мере необходимости. Поэтому приспособления, инструменты и дополнительные материалы лучше расположить на отдельном столике. Если работа не большая материалов и будет использовано не много, то размещения можно воспользоваться одноразовыми секционными пластиковыми тарелками или секторными контейнерами. Последний вариант удобен тем, что в ходе работы ребенок самостоятельно принимает решение об использовании различных материалов, создавая свой художественный образ.

Замешивание соленого теста. Осуществляется преподавателем, воспитателем перед занятием или накануне, в последнем случае тесто помещается в полиэтиленовый пакет и в холодильник, что способствует повышению качества массы для лепки. На кружковых занятиях в подготовительной к школе группе можно предложить детям замесить тесто самостоятельно. Тогда для замешивания теста в индивидуальном порядке детям понадобятся: фартуки, неглубокие эмалированные или металлические чашки, миски, стаканы (емкости) для измерения сыпучих продуктов и измерения объема жидкости, ложка или палочка для перемешивания.

Приготовление соленого теста. Классический рецепт соленого теста: 1 стакан соли (200 г), 2 стакана муки (200 г), 3\4 стакана воды (125 мл). Смешать соль с мукой, развести смесь водой, вливая ее в углубление. Замесить тесто, как на пельмени или лапшу, чтобы к рукам не прилипало. Хорошо вымесить до эластичности.

Лучше использовать белую пшеничную муку высшего сорта с высокой клейковиной. Помимо пшеничной можно использовать ржаную или смешанную в соотношении 1:1 пшеничную и ржаную. Ржаная мука придает тесту коричневый оттенок, отдаленно напоминающий цвет глины, что можно использовать в неокрашенных изделиях. Тесто из одной ржаной муки менее эластично, чем тесто из пшеничной муки, поэтому используют добавки: картофельный крахмал (1 столовая ложка), обойный клей (1-2 чайные ложки), клей ПВА, растительное маслонебольших количествах). Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое не плесневеет. Для того чтобы изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую – «Экстра». Вода должна быть чистой. Если замесить тесто на предварительно охлажденной воде, то оно будет более эластичным. Тесто можно сделать цветным на стадии замешивания или вымешивания, добавив порошковые пищевые красители или какао – порошок и кофе для получения коричневых тонов. Цветное тесто при высыхании немного светлеет, поэтому окрашивание производят из расчета один пакет красителя на 100-150 г теста, красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому их можно использовать для окрашивания 200-300 г теста. Можно приготовить цветное тесто, добавив при замешивании гуашевые краски, только необходимо учесть, что в дальнейшем такое цветное тесто будет окрашивать руки.

Необходимо учесть, что дети в процессе работы с тестом старательно его разминают и играют с материалом, отчего тесто быстро становится мягким и липким, поэтому замесить его следует покруче. Лепить лучше всего сухими руками, чтобы тесто не прилипало, или в ходе работы обмакивать пальцы в муку.

Хранение теста. Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Цветное тесто храниться отдельно друг от друга. Желательно не хранить тесто более 2-3 дней, так как при длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок, в готовом изделии могут выступать нежелательные пятна.

Лепка. В зависимости от поставленной задачи лепка из соленого теста может быть поэлементной или фигурный. Отдельные элементы, вылепленные в основном на базовой форме шара (палочки, ленточки, куличики, лепешки), объединяются в простые формы (цветочек, листья, снеговик, солнышко и т.п.), из которых составляется композиция. Если выполняется много отдельных элементов, работа не закончена или необходимо прерваться, то готовые элементы и тесто накрывают полиэтиленом, чтобы тесто не покрылось корочкой и не потрескалось при нанесении рисунка. Общий кусок теста тоже хранят в полиэтилене. При фигурной лепке необходимо учитывать размеры будущих фигурок: он не должен превышать 5 см. Фигурки большего размера при сушке могут растрескаться, кроме того внутри больших фигурок возможно образование полостей, что тоже может привести к глубоким трещинам.

Скрепление деталей. Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, понадобиться зубочистки и кисточка с водой. Для соединения маленьких деталей (глазки, пуговички и др.) достаточно аккуратно смочить места соприкосновения зубочисткой, так как кисточка может оказаться слишком мокрой. Более крупные детали соединяют аналогично, но уже при помощи мокрой кисточки. Большие детали, например, комочки для снеговичка скрепляются при помощи зубочисток, которые служат стержнем-основанием для нанизывания шариков-комочков, смоченных в местах соприкосновения. Нужно избегать попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка. Сушить изделие из соленого теста можно естественным образом и в духовке. Естественная сушка осуществляется в теплом месте на воздухе. У данного вида сушки есть недостатки: на изделии могут появляться трещинки, потому что внутри оно просыхает медленнее, чем на поверхности. Причиной трещин может оказаться сквозняк. Повышенная влажность в помещении так же мешает сушке. Летом можно выставить изделие на солнце. Большая толщина изделия при естественной сушке может привести к тому, что изделие внутри закиснет, прежде чем просохнет. Сушка в газовой духовке требует внимательного контроля. Чтобы изделия не пригорели, под противень нужно поставить емкость с водой. Ставят противень в хорошо разогретую духовку и ждут момента подрумянивания, чтобы форма зафиксировалась и не деформировалась, после чего пламя убавляют иначе возможно вздувание или растрескивание изделий с обратной стороны. Изделия, окрашенные пищевыми красителями сушат при температуре не более 125 градусов, иначе возможно изменение первоначального цвета. Полностью просушенное изделие легко снимается с противня. Чтобы убедиться, что изделие внутри не сырое – постучите пальцем. Если звук звонкий, то оно просушено, если приглушенный – не досушено. При сушке можно приоткрывать дверцу духовки, что не повредит изделию, но поможет регулировать температуру внутри. Сушка в электрической духовке начинается при низкой температуре с постепенным ее увеличением. Чтобы подобная сушка не была очень длительной и энергоемкой, можно просушить изделие в течение 2-3 дней естественным образом, а затем досушить в электроплите. Для этого противень сначала ставят на 1-2 часа при температуре 50 градусов, затем поднимают температуру до 75 и держат еще 2-3 часа. После этого печь отключают и оставляют изделие на ночь. Если после этого обратная сторона изделий не просохла, то их переворачивают и сушат до готовности.

Подрумянивание. Используя подрумянивание можно одноцветной композиции придать многоплановость, а монохромные композиции коричневых тонов из теста окрашенного при помощи какао, кофе или выполненных из ржаной муки – дополнить шоколадными оттенками. Подрумянивание производят при температуре 180-200 градусов, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. Если противень стоит вверху духовки, то первыми потемнеют самые выступающие вверх части изделий, а если противень стоит внизу – подрумяняться самые тонкие части работ. Кроме того, по-разному подрумянивания отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.

В микроволновой печи изделие из соленого теста сушить не следует.

Склейка . Если в результате сушки или транспортировки готовых изделий отломился кусочек, то его приклеивают при помощи клея ПВА или универсального клея «Момент». Желательно после склеивания оставить изделие на сутки. При изготовлении композиции из готовых элементов на холсте, картоне, оргалите их также приклеивают на фон при помощи данных видов клея.

Хранение изделий . Хранить изделия из соленого теста следует в сухом помещении: влага может непоправимо их испортить.

Примеры занятий по лепке из соленого теста

в разных возрастных группах

Тема и задачи занятия

Рисунок

Младшая группа

«Колобок» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Рисование на гафрокартоне: «Дорожка для колобка».

Занятие 2 . Знакомство с особенностями материала на доступном уровне. Игра с материалом: сминание, сплющивание, сдавливание, прищипывание, растягивание, скатывание. Лепка простейшей формы.

«Яблочко» (фигурная лепка). Показать детям разнообразие пластических материалов (возможности пластилина и теста): пластичность, вязкость, вес, цельность массы. На основе простейших форм учиться передавать выразительные образы (вкусное яблочко).

Средняя группа

«Зайка в белой шубке» (фигурная лепка). Провести сравнительный анализ материалов для лепки: пластилин и тесто, определить их сходства и различия. Показать приемы скрепления деталей из теста и приемы нанесения рельефного рисунка.

«Натюрморт» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Лепка. На основе простых форм учиться самостоятельно передавать знакомые образы: яблочко, груша, слива, апельсин. Создавать композицию, продуманную по размеру, форме и цвету.

Занятие 2. Раскрашивание барельефа гуашью, декорирование тесьмой, кружевом.

Старшая группа

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф).

Отработка приемов лепки элементов из теста. Передача движения. Знакомство со способами соединения деталей и креплением на фоне-картоне. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

«Елочка, елочка, нарядная иголочка» (фигурная лепка). Макетирование образа конструктивным способом на каркасе из конусообразных форм с выполнением «бахромы» при помощи стеки-ножика. Самостоятельное декорирование снежного сугроба рельефным рисунком, ветвей ели блестками, пайетками, бисером.

«Мартовские кошечки» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1. Отработка приемов лепки из теста: придание шарообразному комочку формы, напоминающей сидящую кошечку (получение формы типа «матрешка», вытягивание из общего куска «ушек», «хвостика», прищипывание «ушек»); выполнение лапок рельефным процарапыванием. Самостоятельное составление и склейка композиционных элементов на фоне-картоне, декорирование мелкими элементами из теста.

Занятие 2.Роспись композиционных элементов, декорирование дополнительными материалами.

«Гвоздика » (горельеф).

Коллективное панно.

Занятие 1 . Выполнение фона для коллективной работы «С праздником Победы!» (гуашь).

Занятие 2 . Закрепление приема нарезания «бахромы» на полоски теста, выполнение зубчиков встречным движением; сборка соцветия; самостоятельное выполнение стебля и листьев гвоздики. Сборка праздничной композиции.

Подготовительная к школе группа.

«Русская красавица» (барельеф в смешанной технике). Два занятия.

Мекетирование образа девушки конструктивным образом на каркасе-палочке. Экспериментирование с различными материалами: тестом, тканью, кружевом, тесмой, картоном, проволокой. Декорирование дополнительными материалами по замыслу: крупами, пайетками, бисером, бусинами, пуговицами и природными материалами.

«Куколка» (фигурная лепка).

Фантазийная работа из белого соленого теста и окрашенного какао-порошком, кофе. Знакомство с поэлементной фигурной лепкой, способами скрепления деталей при помощи мокрой кисточки и фрагментов зубочисток, со способом изготовления волос при помощи чеснокодавки. Декорирование одежды куклы рельефным рисунком, оттисками.

Занятие по тестопластике в старшей возрастной группе.

Картина на стену:

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф)

Задачи

Учить детей создавать выразительные образы соленого теста и передавать движения. Отрабатывать приемы лепки элементов из теста. Познакомить со способами соединения деталей картины. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

Материалы, инструменты, оборудование

Соленое тесто, пластиковые доски, лоток с мукой (для подсушивания кончиков пальцев), стаканчик с водой (для склейки элементов), кисть, зубочистки, клей ПВА, композиционный фон-картон, шнур или сутаж для крепежа; для выполнения декоративных резных и контррельефных оттисков – стека, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, насадки для кондитерского шприца, одноразовая вилка и зубчатый ножичек.

Педагог читает или напевает стихотворение Г. Лагдынь, предлагает представить и показать, как пляшет зайка:

Зайка, зайка, попляши!

Посмеши нас, посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Затем педагог раздает материал для лепки, чтобы изготовить друзей – зайчат, пляшущих на заснеженной полянке. Предлагает детям самостоятельно определить порядок работы: что нужно слепить сначала, что потом? (Сначала лепим снежные сугробы, потом зайчат.)

Правильно. А начать нужно с подготовки фона для картины: закрепить тесьму, завязав на узелок или крепкий бантик. Если мы это сделаем в конце работы, то повредим изображение.

Вылепленные элементы мы сразу будем переносить на композиционный фон картины, фиксируя крупные элементы клеем ПВА, а маленькие элементы будем соединять между собой при помощи мокрой кисточки.

Сугробы выполним в виде барельефа, чтобы придать объем нашей картине. На готовых «сугробах» разместим объемные фигурки пляшущих зайчат (горельеф). Собирать и склеивать «зайчат» будем сразу на фоне-картоне, чтобы избежать повреждений при переносе фигурок с места на место.

Для декорирования готовой композиции можно использовать вырезанные стекой из тонкого пласта теста звездочки-снежинки. Сугробы украсить контррельефным рисунком, оттисками.

Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечного зайчика или рисунок и определить форму будущих элементов лепки (овоиды, шар), их размер, количество.

Дети начинают лепить элементы композиции и размещать их на фоне-картоне: задний план сугробов, передний план, зайчики (туловище-овоид, голова-шар или овоид, ушки, лапки). Заканчивают работу декорированием по замыслу.

После занятия

Дети рассматривают готовые композиции, рассказывают о характерах своих героев, их настроение.

После сушки, сделанные работы используются для декорирования кукольных уголков или природных уголков.

Можно провести общую выставку объемных картин из соленого теста и организовать игру «Экскурсовод».

Из истории тестопластики

На Русском Севере в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигур людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

«Солнце» и «соль» - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища некрасна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай – встречать дорогого гостя хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Гостеприимных людей в народе издавна называли хлебосолами.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди покланялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений. Даже выпекание знаменитого каравая было почетной и ответственной обязанностью, выпекать священный каравай мог не каждый. Торжественный обряд длился несколько дней при участии придворных «каравачатов». Существовали обрядовые жернова для приготовления муки. Складывали песни с просьбами о помощи в замешивании теста, в которых люди просили, сойти бога с небес и принять участие в приготовлении каравая. Особую значимость имели свадебные караваи, с которыми до сих пор встречают новобрачных на пороге дома… Интересно, что в украинском фольклоре бог также олицетворяется в каравае, который называли дивень, дивный каравай. В Белоруссии каравай сравнивался со светилами – солнцем и луной. По поверью каравай, прежде чем вернулся на землю, побывал на небосклоне, где встречался с зарей и видел звезды. В старину каравай обязательно украшали вылепленными символическими фигурками животных и птиц.

У славян в древности год начинался в марте. Зазывая весну выпекали фигурки жаворонков, с которыми дети залезали на крыши сараев и деревья, чтобы весна их «увидела». А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях, водили хороводы, разжигали костры. Заканчивался праздник сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

В день мартовского солнцестояния отмечали еще один праздник, связанный с хлебом, - Масленицу. Пекли блины и угощали всех, ходили в гости, устраивали гуляния.

В России во многих областях сохранилась традиция выпекать фигурки из теста «козули» (в Архангельской губернии) и «коровки» (в Сибири и в Центральных областях России), которые раньше символизировали увеличение поголовья скота и урожайный год. Выпекали их на древний ритуальный праздник «коледа». Овечки и коровки из теста означали для крестьянина целое стадо, голубь – богатый урожай.

В других странах также существуют праздники, связанные с тестом. Во Франции 2 февраля отмечается Сретение Господне. В этот день пекут блины и даже устраивают своеобразные соревнования, кто выше подбросит блин со сковородки. Также во Франции есть праздник, традиция которого зародилась еще в 4 веке. Он посвящен приходу волхвов. В этот день пекут «пирог королей», в который закладывают боб. Пирог разрезают на количество гостей, и тот кому повезет его найти, может целый год рассчитывать на удачу и счастье.

Очень давно придумали выпекать необычные фигурные хлеба. Просто виртуозами по выпечке таких хлебов были в свое время итальянские мастера.

А в нашей стране очень полюбились фигурные пряники, которые дарили ко дню рождения, преподносили невесте на свадьбе, дарили в знак уважения и в качестве благодарности. Печатные пряники изготавливали при помощи печатных деревянных форм: плоских досок с контррельефным узором. Чуть позже (в 18 веке) появились пряники с жанровыми сценами, а украшать их стали подкрашенным сахаром, глазурью и даже специальной позолотой. Из сахарного сиропа плели «чудо-кружева». Архангельские пряники выпекали не только в виде фигурок птиц, зверей, но даже в виде фантастических животных и Деда Мороза, снегурочки. Знаменитые тульские пряники прославились на всю Россию и далеко за рубежом.

Многие исконно русские традиции сохраняются или вновь возвращаются. И замечательно, что многие из них связаны с хлебами-пирогами, пряниками и блинами. И самым известным сказочным «долгожителем» из нашего детства и детства наших бабушек и дедушек является Колобок!

    Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. Раздел 6. Тестопластика. – М.: изд.дом «Карапуз», 2009.

    Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – Пресс книга. – (Золотая библиотека увлечений), 2008.

    Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н\Д: изд.дом «Владис»; - М.: изд.дом «РИППЛ Классик», 2007.

Вводная часть

Пояснительная записка.

Занятие по теме «Лепка из солёного теста – коллективное панно» рассчитана на 1учебный час.

На предыдущих занятиях обучающие знакомились с лепкой простых элементов, учились скреплять детали, сушить, наносить защитные составы на изделия. На данном занятии обучающие будут выполнять коллективную самостоятельную работу.

Актуальность

Панно на заданную тему – это возможность проявить полученные знания и умения сделав что-то интересное самостоятельно и собрать из отдельных деталей общую композицию. Деятельность, позволяющая показать публично достигнутый результат. При выполнении проекта учащиеся занимаются мыслительной, практической и презентационной видами деятельности.

Адресность

Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования в школах и центрах детского творчества при проведении кружковых занятий по художественно-эстетической направленности декоративно-прикладным творчеством.

Возраст обучающихся 10-13 лет.

Изложение основного содержания

Тема занятия: Лепка из солёного теста декоративного коллективного панно.

Тип занятия: развитие и закрепление практических навыков.

Цель занятия: обсуждение готовых работ.

Задачи занятия:

Формирование умений и навыков: исследовательских, презентационных, оценочных;

Развитие творческих, художественно – эстетических способностей;

Развитие умения общаться, сотрудничать с людьми.

План и ход занятия.

    Организационный момент – 2 мин.

Проверка присутствия на занятиях, готовность учащихся к занятию, организация рабочего места.

2. Сообщение темы, цели и задач занятия - 3 мин.

Ребята, тема нашего занятия: Лепка из солёного теста – выполнение коллективного панно.

3. Проверка знаний – 2 мин.

Исторические сведения, актуальность.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. В наши дни тестопластика или лепка из солёного теста популярное занятие. Солёное тесто - экологически - чистый материал, оно очень эластично, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет удовольствие и радость. Изделия из солёного теста украсят дом, станут прекрасным подарком.

Повторение изученного материала

На прошлых занятиях мы познакомились с лепкой изделий из солёного теста

а) Назовите основные компоненты, добавки теста (мука, мелкая соль, вода; клей - для прочности, крахмал - для эластичности)

б) Какие инструменты и материалы необходимы для лепки изделия? (стеки, нож, скалка, фигурные формочки, ситечко, чесночница, кисточки, стакан с водой)

в) Как можно создать фактурную поверхность? (используя пуговицы, зубочистки, ножницы, формочки, специи: перец горошком, гвоздика)

г) Назовите основные этапы изготовления изделия из теста

Лепка элементов: основа-шарик и жгутик;

Скрепление деталей - зубочистки, кисточка с водой;

Сушка - на воздухе, в духовке;

Раскрашивание - краски, гуашь;

Нанесение защитных составов - лак или грунтовка;

Склейка деталей, оформление изделия.

д) Как хранить и ухаживать за готовыми изделиями? (хранить в сухом, проветриваемом помещении, но не во влажном; удалять пыль большой кисточкой.)

4. Изложение основного материала – 3 мин.

Объяснение лепки корзины, яблока, абрикоса, вишни листочков.

5. Самостоятельная работа учащихся – 10 мин.

В процессе лепки педагог контролирует и поправляет возможные ошибки учащихся.

6. Подведение итогов – 5 мин.

Обсуждение удачных и неудачных моментов каждой работы.